Home / Атеизм / Всякое / РП Псих.-пед. взаимодействие 2016

РП Псих.-пед. взаимодействие 2016

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

.

;

решении профессиональных задач;

.

 

1.2. Требования к уровню освоения дисциплины

:

(ОПК-6);

;

:

. (ПК-27);

дач (ОПК-10);

:

(ОПК-6);

(ОПК-10).

 

.

учебного плана ООП.

.

учебной дисциплины

»

очная форма обучения)

Вид

Кол-во

 

 

1.4.2. Организационно-методический план учебной дисциплины

»

(заочная форма обучения)

Вид

Кол-во

36

 

1.5. Структура учебно-методического комплекса дисциплины

ния

1.1

Рабочая программа учебной дисциплины

сия)

2.1

Учебник (основной)

: ПИТЕР, 2011. — 448 с.

2.2

Конспект лекций

(рукопись, электронная версия)

Кафедра,

http://www.edu.khsu.ru

3.1

Практикум

 

2

Сборник планов семинарских занятий

(рукопись, электронная версия)

Кафедра,

http://www.edu.khsu.ru

3

Сборник планов лабораторных занятий

Не предусмотрены планом

4.1

для студентов

(рукопись, электронная версия)

Кафедра,

http://www.edu.khsu.ru

4.2

рекомендации для преподавателей

(рукопись, электронная версия)

Кафедра,

http://www.edu.khsu.ru

 

 

2. Структура и содержание дисциплины

(очная форма)

педагогов образовательного учреждения

Тема 3. Методы активизации личностных регуляторов профессионального роста педагогов

24

 

»

(заочная форма)

педагогов образовательного учреждения

Тема 3. Методы активизации личностных регуляторов профессионального роста педагогов

60

Содержание теоретических разделов дисциплины

Лекции

РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

/ 2 ч.

. Содержание работы и роль практического психолога на каждой из этих стадий. Использование диагностических методик: социометрии, карьерного консультирования, анкетирования и т.д.

/ 2 ч.

. Психологическая поддержка в свете проблемы эмоционального выгорания.

РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

/ 2 ч.

Сущность педагогической деятельности. Задачи и функции педагогической деятельности. Психологические особенности педагогической деятельности. Факторы педагогической деятельности.

/ 2 ч.

Культурологический подход как научная основа развития теории и практики педагогического образования. Основные противоречия формирования и развития психолого-педагогической культуры педагога. Содержание и структура психолого-педагогической культуры педагога. Технология педагогической деятельности как компонент психолого-педагогической культуры педагога.

РАЗДЕЛ 4. ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

/ 2 ч.

Характеристика консультирования как формы работы с коллективом, фазы консультирования, признаки эффективного и неэффективного консультирования. Позиции практического психолога во время консультирования. Помощь педагогу в обозначении его активной позиции в решении личностных и профессиональных проблем.

/ 2 ч.

в профессиональной деятельности педагога. Аутотренинг, способы его осуществления, условия для проведения, активное социально-психологическое обучение педагогов. Анализ и составление программ социально-психологических тренингов для педагогов образовательных учреждений.

/ 2 ч.

, в составлении и реализации программы профессионального и личностного роста и самореализации.

/ 2 ч.

Общая характеристика индивидуальных и групповых методов работы с педагогами. Информационные методы. Проблемные методы. Активные методы – занятия с элементами тренинга и пр.

 

. Тематика практических занятий:

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ (ОФО)

.

Вопросы для обсуждения.

).

Физиологические потребности.

Потребность в безопасности и защите.

Потребности в принадлежности и любви.

Потребность в самоуважении.

.

Психологическая поддержка в свете проблемы эмоционального выгорания.

зможности его развития / 2 ч.

Вопросы для обсуждения.

Коллектив, педагогический коллектив, сущность и назначение педагогического коллектива.

Общие и специфические признаки педагогического коллектива.

Организационный и консалтинговый подход в психологическом сопровождении педагогического коллектива.

Периоды развития педагогического коллектива и их характеристика.

Этапы работы психолога с педагогическим коллективом.

едагогического процесса / 2 ч.

Вопросы для обсуждения.

Психологический климат в коллективе и его специфические особенности.

Социально-психологический климат.

Установление психологического контакта с педагогическим коллективом.

Основные подходы к исследованию социально-психологического климата в педагогическом коллективе.

Функции социально-психологического климата в педагогическом коллективе.

.

.

.

едагогическом коллективе / 2 ч.

Вопросы для обсуждения.

Межличностное взаимодействие как социально-психологическая проблема.

.

Технология гармонизации межличностного взаимодействия в педагогическом коллективе.

.

Этапы работы психолога по гармонизации межличностного взаимодействия в педагогическом коллективе.

агогического коллектива / 4 ч.

Вопросы для обсуждения.

Методы и методики психологической диагностики педагогического коллектива.

Диагностика психологической атмосферы.

«Психологический микроклимат коллектива».

Шкала профессионального стресса.

Шкала ситуативной тревожности.

Шкала личностной тревожности.

Тест «Стили руководства».

Тест Т. Томаса «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации».

Опросник социально-коммуникативной компетентности.

.

Вопросы для обсуждения.

Сущность педагогической деятельности.

Задачи и функции педагогической деятельности.

Психологические особенности педагогической деятельности.

Факторы педагогической деятельности.

.

Вопросы для обсуждения.

Культурологический подход как научная основа развития теории и практики педагогического образования.

Основные противоречия формирования и развития психолого-педагогической культуры педагога.

Содержание и структура психолого-педагогической культуры педагога.

Технология педагогической деятельности как компонент психолого-педагогической культуры педагога.

.

Вопросы для обсуждения.

Характеристика консультирования как формы работы с коллективом.

Фазы консультирования. Признаки эффективного и неэффективного консультирования.

Позиции практического психолога во время консультирования.

Помощь педагогу в обозначении его активной позиции в решении личностных и профессиональных проблем.

ния/4 ч.

Вопросы для обсуждения.

в исследованиях отечественных и зарубежных психологов.

в профессиональной деятельности педагога.

Аутотренинг, способы его осуществления, условия для проведения, активное социально-психологическое обучение педагогов.

Анализ и составление программ социально-психологических тренингов для педагогов образовательных учреждений.

ального роста педагогов / 4 ч.

Вопросы для обсуждения.

психических состояний.

Раскрытие внутренних причин затруднений и овладение средствами их преодоления.

Работа психолога с педагогами по активизации личностных регуляторов поведения. Принципы работы.

Психологическое сопровождение личностного роста педагога.

, в составлении и реализации программы профессионального и личностного роста и самореализации.

.

Вопросы для обсуждения.

Общая характеристика индивидуальных и групповых методов работы с педагогами.

Информационные методы.

Проблемные методы.

Активные методы – занятия с элементами тренинга и др.

 

ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ (ЗФО)

.

Вопросы для обсуждения.

).

Физиологические потребности.

Потребность в безопасности и защите.

Потребности в принадлежности и любви.

Потребность в самоуважении.

.

Психологическая поддержка в свете проблемы эмоционального выгорания.

.

Вопросы для обсуждения.

Коллектив, педагогический коллектив, сущность и назначение педагогического коллектива.

Общие и специфические признаки педагогического коллектива.

Организационный и консалтинговый подход в психологическом сопровождении педагогического коллектива.

Периоды развития педагогического коллектива и их характеристика.

Этапы работы психолога с педагогическим коллективом.

.

Вопросы для обсуждения.

Характеристика консультирования как формы работы с коллективом.

Фазы консультирования. Признаки эффективного и неэффективного консультирования.

Позиции практического психолога во время консультирования.

Помощь педагогу в обозначении его активной позиции в решении личностных и профессиональных проблем.

. Программа самостоятельной познавательной деятельности студентов

Тема 2. Методы и технологии развития само регуляции педагогов образовательного учреждения

Тема 3. Методы активизации личностных регуляторов профессионального роста педагогов

60

 

(ОФО)

Кол-во

Раздел 2.

Тема 1. Особенности педагогического коллектива и возможности его развития

Тема 2. Формирование психологического климата как фактора оптимизации педагогического процесса

Тема 3. Роль психолога в гармонизации межличностного взаимодействия в педагогическом коллективе

Провести обследование на оценку личностных качеств педагогов, находящихся в конфликтной ситуации, определить виды конфликтов, составить заключение. Разработать 2-3 консультации по вопросам конфликтов в педагогическом коллективе и их профилактики. Сформировать «портфолио» диагностических методик, направленных на изучение межличностного взаимодействия в педагогическом коллективе.

Раздел 3.

Тема 1. Психолого-педагогическая характеристика педагогической деятельности

Тема 2. Психолого-педагогическая культура педагога

 

культуры педагога в современных условиях. Разработать предложения по улучшению психолого-педагогической культуры педагогов.

Раздел 4.

Тема 1. Консультирование как форма работы с коллективом

педагогов образовательного учреждения

Тема 3. Методы активизации личностных регуляторов профессионального роста педагогов

Разработать сценарий групповой работы психолога с педагогическим коллективом.

Разработать сценарий консультирования психологом педагога.

Подготовить электронную презентацию по проблемам консультирования и методам активизации личностных регуляторов профессионального роста педагогов

 

(ЗФО)

Кол-во

МОДУЛЬ 1.

Раздел 2.

Тема 1. Особенности педагогического коллектива и возможности его развития

Тема 2. Формирование психологического климата как фактора оптимизации педагогического процесса

Тема 3. Роль психолога в гармонизации межличностного взаимодействия в педагогическом коллективе

Провести обследование на оценку личностных качеств педагогов, находящихся в конфликтной ситуации, определить виды конфликтов, составить заключение. Разработать 2-3 консультации по вопросам конфликтов в педагогическом коллективе и их профилактики. Сформировать «портфолио» диагностических методик, направленных на изучение межличностного взаимодействия в педагогическом коллективе.

Раздел 3.

Тема 1. Психолого-педагогическая характеристика педагогической деятельности

Тема 2. Психолого-педагогическая культура педагога

 

культуры педагога в современных условиях. Разработать предложения по улучшению психолого-педагогической культуры педагогов.

МОДУЛЬ 2.

Раздел 4.

Тема 1. Консультирование как форма работы с коллективом

педагогов образовательного учреждения

Тема 3. Методы активизации личностных регуляторов профессионального роста педагогов

Разработать сценарий групповой работы психолога с педагогическим коллективом.

Разработать сценарий консультирования психологом педагога.

Подготовить электронную презентацию по проблемам консультирования и методам активизации личностных регуляторов профессионального роста педагогов

 

»

В рамках изучения данной дисциплины проводится проверка и оценка знаний студентов в ходе текущей, промежуточной и итоговой аттестации. Проверка и оценка знаний выполняет в учебном процессе следующие функции: ориентирующую, стимулирующую, аттестационную.

.

, системности, систематичности и конфиденциальности.

 

Формы контроля:

Текущий и промежуточный контроль:

учет посещаемости семинарских занятий

учет работы на семинарских занятиях

качество и количество выступлений на семинарских занятиях

качество выполнения практико-ориентированных заданий

Итоговый контроль:

обобщающая оценка участия в семинарских занятиях за семестр

Итоговое оценивание складывается из:

5%

20%

20%

15%.

40%

Критерии оценки знаний студентов

При проверке и оценке знаний, которыми овладел будущий специалист в результате изучения учебной дисциплины, целесообразно руководствоваться следующими критериями:

высокий понятийный уровень;

глубина, широта, полнота освещаемого вопроса;

осмысленность и осознанность утверждаемых положений раскрываемой темы;

логичность и последовательность в изложении программного материала;

доказательность анализируемых учений, теорий, концепций;

самостоятельность мышления;

убежденность в правоте суждений;

привлечение широкого иллюстративного материала (монографий, работ педагогов-новаторов, материалов периодической печати по педагогической проблематике, опыта работы учителей и образовательных учреждений);

выражение личностного эмоционально-ценностного отношения к проблеме, теории, концепции;

умение выделять главное, основное;

связи;

умение обобщать и делать выводы, показать перспективу развития идеи или проблемы;

стилистически грамотная речь.

бакалавров

Отлично —

Хорошо —

Удовлетворительно —

­тельности, как своего ведущего вида деятельности в дальнейшем.

 

Вопросы к зачету по дисциплине

»

Особенности педагогического коллектива: анализ и характеристика стадии становления, функционирования, развития.

на разных этапах его развития.

и пути его развития.

Содержание работы и роль практического психолога на каждой из этих стадий.

).

Общие и специфические признаки педагогического коллектива.

Организационный и консалтинговый подход в психологическом сопровождении педагогического коллектива.

Периоды развития педагогического коллектива и их характеристика.

Этапы работы психолога с педагогическим коллективом.

Психологический климат в коллективе и его специфические особенности.

Социально-психологический климат.

Установление психологического контакта с педагогическим коллективом.

Основные подходы к исследованию социально-психологического климата в педагогическом коллективе.

Функции социально-психологического климата в педагогическом коллективе.

.

.

.

Межличностное взаимодействие как социально-психологическая проблема.

Технология гармонизации межличностного взаимодействия в педагогическом коллективе.

в педагогическом коллективе.

Методы психологической диагностики педагогического коллектива.

Сущность педагогической деятельности. Задачи и функции педагогической деятельности.

Психологические особенности педагогической деятельности. Факторы педагогической деятельности.

Культурологический подход как научная основа развития теории и практики педагогического образования.

Основные противоречия формирования и развития психолого-педагогической культуры педагога.

Содержание и структура психолого-педагогической культуры педагога.

Технология педагогической деятельности как компонент психолого-педагогической культуры педагога.

Характеристика консультирования как формы работы с коллективом, фазы консультирования, признаки эффективного и неэффективного консультирования.

в исследованиях отечественных и зарубежных психологов.

в профессиональной деятельности педагога.

Анализ и составление программ социально-психологических тренингов для педагогов образовательных учреждений.

психических состояний

Работа психолога с педагогами по активизации личностных регуляторов поведения. Принципы работы.

Психологическое сопровождение личностного роста педагога.

Общая характеристика индивидуальных и групповых методов работы с педагогами.

Информационные методы.

Проблемные методы.

Активные методы – занятия с элементами тренинга и пр.

 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

Перечень рекомендуемой литературы:

. -3-е изд., стереотип. -М.: ACADEMIA, 2010.-176 c.

: ПИТЕР, 2011. — 448 с.

: учеб. пособие для студентов вузов непедагогического профиля. — М.: Академия, 2007. — 480 с.

: ПИТЕР, 2005.

 

Рекомендации по использованию информационных технологий

электронных образовательных ресурсов

ля систематичной работы с электронными ресурсами необходимо завести электронную папку для Интернет — ресурсов, найденных Вами при подготовке к занятиям. Анализ интернет источников может быть проведен по следующей схеме:

;

Уровень источника (ИР – информационный ресурс, ЭОРЭ – электронный информационный ресурс, ЭИУН – электронное издание учебного назначения или ЭСУН – электронное средство учебного назначения);

С какой целью может быть использован;

Краткая аннотация источника;

Связь с другими источниками (если есть)

Электронные периодические издания по дисциплине, зарегистрированные в ЭЧЗ или научной библиотеке ХГУ им. Н.Ф. Катанова

научная электронная библиотека;

;

;

;

;

.informaworld.com.

/

Library

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

оборудованные классы, аудитории;

различные технические средства обучения (оборудованная аудитория, ноутбук, мультимедийный переносной проектор, настенный экран);

учебные и методические пособия (учебники, программы, учебно-методические пособия, пособия для самостоятельной работы).

 

5. Методические указания для студентов по изучения дисциплины

предлагается следующие рекомендации:

1. Внимательно изучить программу дисциплины;

2. Оценить степень полезности освоения данной дисциплины для своего профессионального роста;

3. Изучить материалы для аудиторной работы по дисциплине и составить индивидуальный план выполнения различных видов работы по каждой теме;

4. Изучить материалы для самостоятельной работы и сопоставить предложенные задания с имеющимися у вас ресурсами (опыт практической работы, выполнение ранее задания по близкой теме, знакомство с конкретной технологией в процессе учебно-профессиональной деятельности, наличие литературы по проблеме и т.д.)

5. Составить словарь понятий;

6. Выбрать из проблемного поля интересующую вас тему для углубленного изучения;

7. В конце каждой темы курса оценить результаты своей деятельности.

Самостоятельная работа выполняется в произвольном режиме без непосредственного участия преподавателя.

Методические рекомендации преподавателю по организации обучения по дисциплине

На подготовительном этапе преподавателю следует ознакомиться с общей структурой программы. Особое внимание должно быть обращено на целевые ориентиры (задачи), их соотнесение с квалификационными требованиями.

.

На этапе обучения необходимо активными методами стимулировать исследовательскую деятельность обучающихся, знакомить их с современными научно-методическими разработками в области психологии труда.

На последнем, рефлексивном этапе, бакалаврам целесообразно предложить самим оценить результаты, которых они достигли в процессе изучения учебной дисциплины.

   

План проведения практических занятий в интерактивной форме

педагогов образовательного учреждения

Методы активизации личностных регуляторов профессионального роста педагогов

30

 

About Author: