Home / Биология / РПД Б1.В.ОД.16. Гигиена ФВиС (2 курс-ЗФО) (1)

РПД Б1.В.ОД.16. Гигиена ФВиС (2 курс-ЗФО) (1)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Мурманский арктический государственный университет»

(ФГБОУ ВО «МАГУ»)

 

 

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

 

ГИГИЕНА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА

(шифр дисциплины и название в строгом соответствии

с федеральным государственным образовательным стандартом и учебным планом)

 

 

 

44.03.01 «Педагогическое образование»

профиль Физическая культура

(код и наименование направления подготовки

с указанием профиля (наименования магистерской программы))

заочная форма обучения

форма обучения

 

 

 

 

 

 

 

,

ФКСиБЖД

 

Утверждено на заседании кафедры

ФКСиБЖД

   

Зав. кафедрой

 

_______________ Н.В. Ерохова

 

 

 

й программы дисциплины (модуля)

 

Б1.В.ОД.16. Гигиена физического воспитания и спорта

АННОТАЦИЯ К ДИСЦИПЛИНЕ

Для освоения дисциплины используются знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения дисциплин: «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», «Теория и методика физической культуры и спорта», «Методика обучения физической культуре».

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

о влиянии природных факторов на здоровье человека;

рю и оборудованию;

висимости от возраста, уровня подготовленности и состояния здоровья;

особенности гигиенических требований при занятиях различными видами спорта

уметь:

ления;

ся;

троля.

владеть:

леваемости и повышения сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды;

грузки в разных возрастных группах;

восстановления и повышения работоспособности занимающихся.

 

РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), СООТНЕСЕННЫХ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

6).

 

УКАЗАНИЕ МЕСТА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

5. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ИЛИ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЧАСОВ, ВЫДЕЛЕННЫХ НА КОНТАКТНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ (ПО ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ) И НА САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ РАБОТУ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

.

(из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов).

 

 

3

 

 

6. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ИЛИ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ.

1.

та». История становления и развития

2

2

2

2.

вы

2

2

2

2.1.

Гигиена воздуха, почвы, воды и здоровье человека

2

2

2

3.

стью

2

2

3.1.

Гигиенические требования к эксплуатации физкультурно-оздоровительных сооружений различного типа

2

2

.

ческом воспитании и спорте

2

2

4.1

1

4.2

4.3.

4.4.

.

рой

2

2

5.1.

.

раста

 

2

 

 

2

 

 

6.

вительной физической культурой

2

2

6.1.

Основные гигиенические требования к занятиям оздоровительными физическими упражнениями

1

1

.

Гигиенические требования к структуре, содержанию и нормированию нагрузок на занятииях ОФК

1

1

7

ными видами физкультурно-спортивной деятельности

2

2

1

Гигиеническое обеспечение спортивных тренировок в летних видах спорта

1

1

7.2

крытом воздухе в зимний период

1

1

 

Итого:

6

8

14

4

Экзамен

 

 

 

 

 

9

 

Краткое содержание разделов дисциплины (модуля):

   

вы

вере.

ды, ее органолептические свойства (прозрачность, цвет, запах, вкус, температура и т.д.). Нормы потребления воды. Источники воды. Очистка и обеззараживание воды.

Физические свойства почвы. Самоочищение почвы. Эпидемиологическое значение почвы. Химическое и радиоактивное загрязнение почвы.

стью

пление.

ческом воспитании и спорте

, легкость, эластичность. Специальная обувь в различных видах спорта.

становления.

рой

рования физической нагрузки в разных возрастных группах.

стей организма в разных возрастных периодах.

зок на отдельные системы организма и здоровье.

сти физических нагрузок в процессе физического воспитания.

мированию нагрузок.

чение.

ными видами физкультурно-спортивной деятельности

Гигиеническое обеспечение спортивных тренировок в летних видах спорта.

вентарю и оборудованию. Особенности личной гигиены, одежды и обуви. Предупреждение травм.

ви. Особенности питания. Предупреждение травм.

преждение травм.

леваний. Особенности питания. Предупреждение травм.

ских походов с разными возрастными группами занимающихся. Особенности питания и предупреждения отравлений и заболеваний.

болеваний и травм, особенности питания.

крытом воздухе в зимний период

7. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

 

 

1.

та». История становления и развития

2

Основная литература:

образования и науки Российской Федерации, Саратов: Саратовский источник, 2013.

Дополнительная литература:

Я. С., Коваль В. И., Родионова Т. А. — М. : Академия, 2003. — 240 с. : табл.

Гигиена физического воспитания и спорта [Текст]: учебник для студ. сред. и высш. учеб. заведений по физ. культуре / Дубровский В. И. — М. : ВЛАДОС, 2003. — 512 с. : ил.

2.

вы

4

Основная литература:

образования и науки Российской Федерации, Саратов: Саратовский источник, 2013.

Дополнительная литература:

2.1.

Гигиена воздуха, почвы, воды и здоровье человека

4

3.

стью

4

Основная литература:

образования и науки Российской Федерации, Саратов: Саратовский источник, 2013.

Дополнительная литература:

3.1.

Гигиенические требования к эксплуатации физкультурно-оздоровительных сооружений различного типа

4

.

ческом воспитании и спорте

4

Основная литература:

образования и науки Российской Федерации, Саратов: Саратовский источник, 2013.

Дополнительная литература:

Гигиена питания [Текст]: учебник для студ. мед. вузов / Королев А. А. — М. : Академия, 2006. — 528 с.

4.1

ской культурой и спортом

1

4.2

смена

1

4.3.

Гигиена спортивной обуви и одежды

1

 

4.4.

Гигиенические средства восстановления и повышения работоспособности

1

.

рой

4

Основная литература:

образования и науки Российской Федерации, Саратов: Саратовский источник, 2013.

Дополнительная литература:

5.1.

грузки в разных возрастных группах

5.2.

раста

6.

вительной физической культурой

4

Основная литература:

образования и науки Российской Федерации, Саратов: Саратовский источник, 2013.

Дополнительная литература:

6.1.

Основные гигиенические требования к занятиям оздоровительными физическими упражнениями

.

Гигиенические требования к структуре, содержанию и нормированию нагрузок на занятииях ОФК

1. 7.

ными видами физкультурно-спортивной деятельности

63

Основная литература:

образования и науки Российской Федерации, Саратов: Саратовский источник, 2013.

Дополнительная литература:

1

Гигиеническое обеспечение спортивных тренировок в летних видах спорта

40

7.2

крытом воздухе в зимний период

3

презентация

 

 

8. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

Общие сведения

Гигиена физического воспитания и спорта

 

Перечень компетенций

6).

 

Критерии и показатели оценивания компетенций на различных этапах их формирования

 

Знать:

Уметь:

Владеть:

та». История становления и развития

-6

рю и оборудованию;

висимости от возраста, уровня подготовленности и состояния здоровья

ления;

ся;

грузки в разных возрастных группах;

 

вы

-6

рю и оборудованию;

висимости от возраста, уровня подготовленности и состояния здоровья

ления;

ся;

грузки в разных возрастных группах;

 

стью

-6

рю и оборудованию;

висимости от возраста, уровня подготовленности и состояния здоровья

ления;

ся;

грузки в разных возрастных группах;

 

ческом воспитании и спорте

-6

рю и оборудованию;

висимости от возраста, уровня подготовленности и состояния здоровья

ления;

ся;

грузки в разных возрастных группах;

 

рой

 

ОПК-6

рю и оборудованию;

висимости от возраста, уровня подготовленности и состояния здоровья

ления;

ся;

грузки в разных возрастных группах;

 

Контрольный тест

вительной физической культурой

ОПК-6

о влиянии физических упражнений различного характера, направленности и интенсивности на организм занимающихся

ся

.

ными видами физкультурно-спортивной деятельности

ОПК-6

особенности гигиенических требований при занятиях различными видами спорта.

 

 

троля.

восстановления и повышения работоспособности занимающихся.

, презентация

 

 

Критерии и шкалы оценивания

(за правильный ответ – 2 балла; за неполный ответ – 1 балл; за неправильный ответ – 0 баллов).

Баллы:

«5» — 24-22 баллов;

«4» — 21-19 баллов

«3» — 18-16 баллов

«2» — 15 и меньше баллов

 

6 баллов

Шкала оценивания

Процент правильных ответов

До 60

61-80

81-90

задание №1

2

5

1

задание №2

0,2

0,5

1

задание №3

0,2

0,5

1

задание №4

0,5

0,7

1

задание №5

0,5

0,8

1

Всего:

1,6

3

5

6

 

.

 

Баллы

6

правильно сформулированы цели и задачи;

достаточно полно подобрана и проанализирована изучаемая литература;

сделаны аргументированные выводы, вытекающие из содержания работы;

правильно составлен план, охватывающие основные вопросы тем;

грамотно использованы цитаты, точно указаны источники;

изложение ведется по плану;

4

 

— студент твердо усвоил тему, грамотно и по существу излагает ее, опираясь на знания основной литературы;

— не допускает существенных неточностей;

— увязывает усвоенные знания с практической деятельностью;

— аргументирует научные положения;

— делает выводы и обобщения;

2

— тема раскрыта недостаточно четко и полно, то есть студент освоил проблему, по существу излагает ее, опираясь на знания только основной литературы;

— допускает несущественные ошибки и неточности;

— испытывает затруднения в практическом применении знаний;

— слабо аргументирует научные положения;

— затрудняется в формулировании выводов и обобщений;

0

отсутствует ясная постановка конкретных целей и задач;

недостаточно полно подобран материал или пересказано содержание учебника, лекции;

недостаточно систематизирована, проанализирована и обобщена основная литература;

отсутствуют выводы или они не соответствуют целям и задачам работы;

изложение не соответствует плану;

оформление работы не соответствует требованиям.

 

:

1 — 4 балла.

 

Сформулирована цель работы

Информация изложена полно и четко

Иллюстрации усиливают эффект восприятия текстовой части информации

Сделаны выводы

Единый стиль оформления

Текст легко читается, фон сочетается с текстом и графикой

Все параметры шрифта хорошо подобраны, размер шрифта оптимальный и одинаковый на всех слайдах

Ключевые слова в тексте выделены

4

баллов

 

— 1 балл за занятие.

 

Баллы

1

— студент глубоко и всесторонне усвоил проблему;

— уверенно, логично, последовательно и грамотно его излагает;

— опираясь на знания основной и дополнительной литературы, тесно привязывает усвоенные научные положения с практической деятельностью;

— умело обосновывает и аргументирует выдвигаемые им идеи;

— делает выводы и обобщения;

5

 

— студент твердо усвоил тему, грамотно и по существу излагает ее, опираясь на знания основной литературы;

— не допускает существенных неточностей;

— увязывает усвоенные знания с практической деятельностью;

— аргументирует научные положения;

— делает выводы и обобщения;

0,2

— тема раскрыта недостаточно четко и полно, то есть студент освоил проблему, по существу излагает ее, опираясь на знания только основной литературы;

— допускает несущественные ошибки и неточности;

— испытывает затруднения в практическом применении знаний;

— слабо аргументирует научные положения;

— затрудняется в формулировании выводов и обобщений;

0

— студент не усвоил значительной части проблемы;

— допускает существенные ошибки и неточности при рассмотрении ее;

— испытывает трудности в практическом применении знаний;

— не может аргументировать научные положения;

— не формулирует выводов и обобщений;

 

Типовые контрольные задания и методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

контрольный текст

Вариант №1

ДЕ-1

1.

Какой принцип не входит в число основных гигиенических принципов спортивной тренировки:

2.

3.

Средством подготовки суставов к тренировке является:

а) гимнастические упражнения на растяжение;

4.

Время, отводимое на подготовку суставов к тренировке:

5.

Средство аэробной подготовки к тренировке:

6.

Какая температура оптимальна для мышечной деятельности:

ДЕ-2

7.

системы:

8.

9

10

У малотренированных спортсменов утомление наступает быстрее при:

а) быстром темпе занятий;

11

12

а) 7-дневный микроцикл; б) 10-дневный микроцикл.

 

Ключ к заданиям

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

а) 7-дневный микроцикл

 

(Тема: «Рациональное питание»).

Выполнение домашней контрольной работы позволяет студентам лучше усвоить материал по теме «Рациональное питание». В работу включено 5 заданий: 3 – заполнение таблиц; 2 – краткие письменные обоснования утверждений. Контрольная работа должна быть соответствующим образом оформлена. Работа выполняется на листах формата А-4.

контрольной работы:

– без нумерации;

;

перечень литературы, используемой для выполнения работы.

каждое задание оценивается в 1 балл.

Задания:

1. Заполните таблицу «Характеристика основных пищевых веществ»

Пищевые вещества

Белки

Жиры

Углеводы

 

2. Отметьте в таблице «Содержание пищевых веществ в продуктах» знаком «+» продукты, содержащие наивысшее количество жиров, белков, углеводов.

Продукты

Белки

Жиры

Хлеб

 

 

Мясо

+

 

Молоко

 

+

Сыр

 

 

Творог

 

 

Рыба

 

 

Печень трески

 

 

Яйца

 

 

Фасоль

 

 

Сливочное масло

 

 

Растительное масло

 

 

Картофель

 

 

Крупы

 

 

Сахар

 

 

Сладости

 

 

 

 

3. Заполните таблицы «Распределение калорийности суточного рациона» (в %):

а) при 3-х разовом питании в день

Завтрак

Обед

30 %

 

 

б) при 4-х разовом питании в день

 

1-й завтрак

2-й завтрак

Обед

 

 

 

 

 

4. Питание должно быть регулярным, в одно и тоже время. Дайте краткое письменное обоснование.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. Нельзя приступать к еде сразу после тренировочных нагрузок. Дайте краткое письменное обоснование.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реферат

Рефераты в системе физкультурно-педагогического образования являются одной из форм проверки знаний студентов.

Перед написанием реферата, прежде всего, необходимо ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы, затем прочитать один раз основные источники по теме и приступить к составлению плана изложения.

Списывание текста из источника категорически воспрещается, так же как не допускается своими словами пересказ одного лишь учебника или учебного пособия.

Реферат должен быть соответствующим образом оформлен, составлять не более 8-10 страниц печатного текста и отражать существенные ключевые моменты темы.

Структура реферата:

– без нумерации;

план;

– с краткой аннотацией выполненной работы, содержит актуальность проблемы, обоснование темы, цели и задачи. Объем: 1-2 стр.;

анализ изучаемой темы. Объем: 5-7 стр.

– по существу выполненной работы. Объем: 1-2 стр.

перечень литературы, используемой для написания текста реферата (в алфавитном порядке) – не менее 5-7 источников.

Тематика рефератов

Развитие гигиены физического воспитания и спорта в России.

Вклад П.Ф. Лесгафта в развитие гигиены физического воспитания и спорта в России.

Физиологическое значение воздуха для человека. Гигиеническое значение физических свойств воздуха.

Основные механические примеси воздуха и их гигиеническое значение при занятиях физической культурой и спортом.

Роль воды в жизнедеятельности человека. Основные гигиенические требования к питьевой воде.

Гигиеническое значение состава и свойств почвы.

Гигиенические нормы закаливания воздухом.

Гигиенические нормы закаливания водой.

Гигиенические нормы закаливания солнечными лучами.

Физиологическая роль белков и их гигиеническое значение.

Физиологическая роль жиров и их гигиеническое значение.

Физиологическая роль углеводов и их гигиеническое значение.

Физиологическая роль витаминов и их гигиеническое значение.

Физиологическая роль минеральных веществ и их гигиеническое значение.

Особенности питания спортсменов.

Особенности питания юных спортсменов.

Гигиенические требования ко всем спортивным сооружениям.

Основные гигиенические требования к освещению спортивных сооружений.

Основные гигиенические требования к вентиляции и отоплению спортивных сооружений.

Основные гигиенические требования к открытым водоемам.

Основные гигиенические требования к искусственным бассейнам.

Понятие «двигательная активность». Влияние двигательной активности на здоровье школьников.

Основные факторы, формирующие привычную двигательную активность школьников.

Гигиеническое нормирование физических нагрузок для лиц зрелого и пожилого возраста.

Активный двигательный режим пожилых людей.

Средства физической культуры в пожилом возрасте.

Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви.

Основные гигиенические требования к спортивному инвентарю.

Гигиеническое обеспечение занятий гимнастикой.

Гигиеническое обеспечение занятий легкой атлетикой.

Гигиеническое обеспечение занятий лыжами.

Гигиеническое обеспечение занятий спортивными играми.

Гигиеническое обеспечение занятий плаванием.

Гигиеническое обеспечение занятий борьбой, боксом, тяжелой атлетикой.

Основные педагогические средства восстановления и повышения спортивной работоспособности.

Основные медико-биологические средства восстановления и повышения спортивной работоспособности.

Основные психологические средства восстановления и повышения спортивной работоспособности.

виях Кольского Заполярья.

 

ДНЕВНИК САМОКОНТРОЛЯ

Дневник самоконтроля заполняется за один месяц (по выбору студента).

 

Примечание: субъективные показатели оцениваются в баллах от 1 до 5

5 баллов – отличное

4 балла – хорошее

3 балла – удовлетворительное

2 балла – плохое

1 балл – очень плохое

 

1

2

3

4

5

6

7

Настроение

1

 

 

 

 

 

 

Самочувствие

5

 

 

 

 

 

 

Сон

4

 

 

 

 

 

 

Аппетит

4

 

 

 

 

 

 

Работоспособность

(желание заниматься)

4

 

 

 

 

 

 

Частота пульса

— до занятия

64

 

 

 

 

 

 

— после занятия

69

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дневника самоконтроля

 

 

Презентации

При подготовке презентаций должны быть соблюдены следующие требования:

2003, 2007г.г.;

Количество слайдов – 8 -10 шт.;

Структура: титульный слайд, слайды с основным содержанием, итоговый слайд (Спасибо за внимание!);

требования: количество строк на слайде – 10 – 12; шрифт – 24 – 28; темный фон – светлый шрифт и наоборот.

Видеоролики и видеофрагменты сохранить отдельным файлом.

Содержание презентаций:

. Гигиенические требования к эксплуатации физкультурно-оздоровительных сооружений различного типа (освещенность, вентиляция, отопление) – бассейн, спортивный зал и.т.д. (одного на выбор)

. Гигиена спортивной обуви и одежды (в избранном виде спорта).

Содержание:

Какая одежда (обувь) применяется.

Ведущие производители.

Требования (соответствие виду спорта и правилам).

Основные гигиенические характеристики.

Форма.

Конструкция.

Материалы.

Выводы.

. Гигиенические средства восстановления и повышения работоспособности (одно на выбор):

Психогигиена (1 средство на выбор);

(душ, различные ванны, баня, плавание);

гигиенический массаж (общий, частный);

искусственное ультрафиолетовое облучение;

;

криотерапия;

специализированное питание (применение продуктов повышенной биологической ценности и специальных питательных смесей) и др. – 1 на выбор;

сон;

активный отдых;

и лимонник китайский или др.).

.

 

Вопросы к экзамену

Развитие гигиены физического воспитания и спорта в России.

Вклад П.Ф. Лесгафта в развитие гигиены физического воспитания и спорта в России.

Гигиена как наука (определение, предмет изучения, цели и задачи, основные методы гигиенических исследований).

Гигиена физического воспитания и спорта как наука (определение, предмет изучения, цели и задачи, основные методы гигиенических исследований).

Основные гигиенические принципы физической культуры и спорта.

Гигиеническое значение физических свойств воздуха.

Основные механические примеси воздуха и их гигиеническое значение при занятиях физической культурой и спортом.

Основные гигиенические требования к питьевой воде. Нормы потребления воды.

Жесткость воды. Эпидемиологическое значение воды.

Очистка и обеззараживание воды в полевых условиях.

Понятие «почва». Гигиеническое значение состава и свойств почвы.

Эпидемиологическое значение почвы.

Гигиенические требования к почве при планировании и строительстве спортивных сооружений.

Понятие «закаливание». Физиологические основы закаливания.

Гигиенические принципы закаливания.

Гигиенические нормы закаливания воздухом.

Гигиенические нормы закаливания водой.

Гигиенические нормы закаливания солнечными лучами.

Основные гигиенические требования к пище.

Понятие о достаточном и сбалансированном питании. Основные гигиенические принципы построения рациона питания.

Физиологическая роль белков и их гигиеническое значение.

Физиологическая роль жиров и их гигиеническое значение.

Физиологическая роль углеводов и их гигиеническое значение.

Физиологическая роль витаминов и их гигиеническое значение.

Физиологическая роль минеральных веществ и их гигиеническое значение.

Основные функции питания при занятиях физкультурой и спортом.

Особенности питания спортсменов на тренировочных сборах.

Особенности питания спортсменов во время соревнований.

Особенности питания спортсмена перед стартом.

Особенности питания спортсмена на дистанции.

Особенности питания спортсмена в восстановительном периоде.

Гигиенические требования ко всем спортивным сооружениям.

Основные гигиенические требования к естественному и искусственному освещению спортивных сооружений.

Основные гигиенические требования к вентиляции спортивных сооружений.

Основные гигиенические требования к открытым водоемам.

Основные гигиенические требования к искусственным бассейнам.

Понятие «двигательная активность». Влияние двигательной активности на здоровье школьников. Основные факторы, формирующие привычную двигательную активность школьников.

Гигиеническое нормирование физических нагрузок для лиц зрелого и пожилого возраста.

Основные гигиенические требования к уроку физической культуры.

Классификация физических нагрузок при физическом воспитании школьников.

Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви.

Основные гигиенические требования к спортивному инвентарю.

Гигиеническое обеспечение занятий гимнастикой.

Гигиеническое обеспечение занятий легкой атлетикой.

Гигиеническое обеспечение занятий лыжами.

Гигиеническое обеспечение занятий спортивными играми.

Гигиеническое обеспечение занятий плаванием.

Основные педагогические средства восстановления и повышения спортивной работоспособности.

Основные медико-биологические средства восстановления и повышения спортивной работоспособности.

Основные психологические средства восстановления и повышения спортивной работоспособности.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ).

Основная литература

. агентство, 2014.

образования и науки Российской Федерации, Орел: Госуниверситет — УНПК, 2014.

, 2014.

образования и науки Российской Федерации, Саратов: Саратовский источник, 2013.

?

Дополнительная литература

Я. С., Коваль В. И., Родионова Т. А. — М. : Академия, 2003. — 240 с. : табл.

Гигиена физического воспитания и спорта [Текст]: учебник для студ. сред. и высш. учеб. заведений по физ. культуре / Дубровский В. И. — М. : ВЛАДОС, 2003. — 512 с. : ил.

. акад. экономики и сервиса, 2007.

Ким, В. В. и др. О разделении спорта и оздоровительной физкультуры [Текст]: /В.В. Ким // Теория и практика физической культуры. — 2001. — 3. — С. 17 — 21.

Гигиена питания [Текст]: учебник для студ. мед. вузов / Королев А. А. — М. : Академия, 2006. — 528 с.

– М., «Академия», 2007. – 256 с.

— СП6., 1999. – 187 с.

М. М. — М. : Сов. спорт, 2006. — 280 с.

 

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

ьтимедийные презентации:

Гигиена как наука (автор Чайников С.А.);

Гигиеническое нормирование физических нагрузок (автор Чайников С.А.);

Гигиенические средства восстановления (автор Чайников С.А.);

Гигиена спортивной тренировки (автор Чайников С.А.);

Гигиена спортивной одежды и обуви (автор Чайников С.А.);

Гигиена ОФК (автор Чайников С.А.);

Е.);

Спортивная одежда и обувь в пауэрлифтинге (автор Панченко К.);

питания (автор к.б.н., доцент Борисова О.О.)

 

ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ «ИНТЕРНЕТ» (ДАЛЕЕ – СЕТЬ «ИНТЕРНЕТ»), НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

www.leninka.ru

www.msu.ru/libraries/

www.mgounb.ru

http://www.mshu.edu.ru/index.phpoption=com_content&task=blogcategory&id=593&Itemid=2707

 

11. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ.

Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.

При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:

— изучают рекомендованную научно-практическую и учебную литературу;

— выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.

Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и семинарские занятия.

В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на семинарское занятие и указания на самостоятельную работу.

Семинарские занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.

Семинар предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.

При подготовке к семинару студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает с использованием технологической карты дисциплины, размещенной на сайте МАГУ.

Практические занятия

 

Практическое занятие № 1

Гигиенические требования к эксплуатации физкультурно-оздоровительных сооружений различного типа

План:

Эксплуатация открытых спортивных сооружений различного типа.

Эксплуатация спортивных залов (универсальных, гимнастических, борцовских и др.)

Эксплуатация плавательных бассейнов.

3,5.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы основные гигиенические требования ко всем спортивным сооружениям?

2. Перечислите основные гигиенические требования к расположению, ориентации и планировке спортивных сооружений.

3. Каковы основные гигиенические требования к освещению спортив­ных сооружений?

4. Перечислите, какие гигиенические требования предъявляются к естественному освещению спортивных сооружений.

5. Каковы гигиенические требования к искусственному освещению спортивных сооружений?

6. Каковы основные гигиенические требования к вентиляции спортив­ных сооружений?

7. Каковы основные гигиенические требования к открытым водоемам?

8. Каковы основные гигиенические требования к искусственным бас­сейнам?

Задания для самостоятельной работы:

– 1 на выбор).

 

Практическое занятие № 2

ской культурой и спортом

План:

Гигиена закаливания.

Гигиена питания.

Особенности питания при занятиях физической культурой и спортом.

смена.

Гигиена спортивной одежды и обуви.

Гигиеническое нормирование двигательной активности школьников.

Гигиеническое нормирование циклических нагрузок.

Гигиеническое нормирование физических нагрузок для лиц зрелого и пожилого возраста

. – 4,5,6,8,10.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое закаливание?

2. Укажите физиологические основы закаливания.

3. Как нормируется закаливание воздухом?

4. Как нормируется закаливание водой?

5. В чем сущность закаливания солнечными лучами?

6. Как нормируется закаливание солнечными лучами?

7. Перечислите, каковы основные гигиенические требования к спортив­ной одежде.

8. Каковы основные гигиенические характеристики материалов, ис­пользуемых для изготовления спортивной одежды и обуви?

9. Каковы основные гигиенические требования к спортивной обуви?

Задания для самостоятельной работы:

(в избранном виде спорта)

 

3

рой

План:

Двигательная активность как источник развития организма и обеспечения жизнедеятельности.

тивности детского организма.

Значение развития опорно-двигательного аппарата в становлении функционального состояния организма.

ческих нагрузок в различные возрастные периоды.

. – 2,3,4.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите основные гигиенические требования к уроку физической культуры.

2. Как классифицируются физические нагрузки при физическом вос­питании школьников?

3. Каково гигиеническое значение вводной части урока?

4. Каково гигиеническое значение основной части урока?

5. Каково гигиеническое значение заключительной части урока?

6. Как определить достаточность физической нагрузки школьников на уроке физической культуры?

Задания для самостоятельной работы:

раста»

 

4

Гигиеническое обеспечение спортивных тренировок в летних и зимних видах спорта.

План:

Гигиеническое обеспечение занятий в летних видах спорта.

Гигиеническое обеспечение занятий в зимних видах спорта.

. – 2,3,4.

Вопросы для самоконтроля:

1. Расскажите, какие основные гигиенические требования предъяв­ляются к спортивному инвентарю.

5. Как обеспечиваются занятия гимнастикой?

6. Как обеспечиваются занятия легкой атлетикой?

7. Как обеспечиваются занятия спортивными играми?

8. Как обеспечиваются занятия плаванием?

9. Как обеспечиваются занятия лыжами?

10. Как обеспечиваются занятия борьбой, боксом, штангой?

Задания для самостоятельной работы:

Подготовиться к написанию теста по теме семинара.

Гигиеническое обеспечение спортивных тренировок в своём виде спорта»

 

12. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ), ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ

).

 

. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ, НЕОБХОДИМОЙ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

 

п\п

оборудования

1

. Массажные столы.

6

ЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

. «Педагогическое образование», профиль: Физическая культура,

(код, направление, профиль)

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

5

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:

(код, наименование)

ОПК-6).

 

Содержание задания

Срок предоставления

6

24

12

0

 

системы МАГУ: «2» — 60 баллов и менее, «3» — 61-80 баллов, «4» — 81-90 баллов, «5» — 91-100 баллов.

 

15. ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И МАТЕРИАЛЫ НА УСМОТРЕНИЕ ВЕДУЩЕЙ КАФЕДРЫ.

Не предусмотрено.

 

16. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ОВЗ

.

 

 

 

 

 

 

 

 

студентам добрать баллы, необходимые для допуска к промежуточной аттестации в случае невыполнения заданий основного блока по причинам болезни, пропусков занятий и т.д. или улучшить свои текущие результаты


About Author: