русский

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

области

 

Дидактические задачи по фразеологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Кокшетау, 2017

Составитель:

Ж.Мусина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В.Г.Белинский

 

Предисловие

— это особый раздел науки о языке, занимающийся исследованием смысловых и структурных свойств фразеологических единиц, изучающий причины их возникновения в системе языка и особенности употребления в речи.

— «учение».

Подобно тому, как лексикология изучает словарный состав языка, фразеология занимается изучением его фразеологического состава. Если единицей языка в его лексической системе является слово, то во фразеологической системе такой языковой единицей является фразеологизм, или фразеологическая единица.

Фразеология — это промежуточная область между лексикой и грамматикой. Как известно, язык вообще — это соединение лексики и грамматики. Мы используем лексику, какой-то ментальный лексикон, который присутствует в сознании человека, который представлен в виде словарей, потому что именно словари описывают лексикон. С другой стороны, есть правила использования слов, которые есть у нас в ментальном лексиконе, для того чтобы в речи получались правильные высказывания, чтобы мы друг друга понимали. Именно это обеспечивает грамматика. Поэтому грубо можно сказать, что язык — это лексикон плюс грамматика.

Фразеология впервые возникла как отдельная научная дисциплина в СССР в начале 60-х годов XX века. Основателем этой дисциплины, и не без оснований, считается Виктор Владимирович Виноградов. У него было несколько работ, в которых он обосновал в явном виде понятие фразеологизма, дал первую классификацию фразеологизмов и на долгие годы вперед определил основные направления исследования фразеологии. После этого аналогичные дисциплины появились в Европе, в частности в Германии, где влияние советской фразеологии было очень сильно.

 

 

 

Содержание

3

5

9

29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интересные фразеологизмы и их происхождения

недостатка.

 

В прошлом веке у мужчин среди высших сословий было принято при приветствии приподнимать шляпу, если встречались знакомые или приятели, только друзья пожимали друг другу руки, и только близкие друзья или родственники при встрече обнимались выражение шапочное знакомство показывает, что знакомые только приятели, а не друзья.

 

(Кубанской) Сечи. Во время военных действий пластуны, притаившись в камышах, часами следили за действиями противника. За эту способность лежать пластом в течение длительного времени их и назвали пластунами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

четаний является фразеологизмом?

зубы – золотые руки

услуга – медвежья берлога

хвост – волчий аппетит

в голову – приходить в школу

разгорелись – глаза разгорелись

деталь – важная птица

правда – горькая микстура

продукцию – принимать участие

из комнаты – выйти из положения

с дерева – сбивать с толку

 

«Найди пару»

Найди пару похожих фразеологизмов и объясните их значение:

Водой не разольешь.

Как в воду опущенный.

Толочь воду в ступе.

Седьмая вода на киселе.

Воды не замутит.

Набрал в рот воды.

Как в воду глядел.

Как две капли воды.

Прошли огонь и воду.

Много воды утекло.

 

 

 

огизмом.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

.

«Закончи фразеологизм»

Дрожит, как …

Выводить на ….

Держать в ….

Вариться в ….

Сидеть …

Знать, как….

 

«Эмоции и чувства человека»

     Учащимся даются карточки с шестью полями, вверху каждого поля указаны чувства или эмоции человека. Затем учитель читает фразеологические обороты, а ребята должны их записать в нужный квадрат

.

презрение

обида

удивление

 

сквозь зубы, надувать губы, быть на седьмом небе, рвать и метать, вот те раз, носить на руках.

 

 

Ответьте на вопросы.

Что не вырубишь топором?

— Куда вставляют палки?

— Что бьют бездельники?

— На каких ножках избушка?

— Кого тянут за хвост?

— Когда цыплят считают?

 

«Иллюстрация»

Какие русские фразеологизмы изображены на картинках?

 

 

 

 

 

Загадки:

Ждали друга БИТЫЙ …

 

 

ЕГО можно курить в негативной ситуации.

 

ЕГО держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.

 

ЕГО всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.

 

Не ладоши, а ИМИ хлопают, если чего-то не понимают.

 

 

 

 

«В три колонки».

в три колонки.

 

Сломя голову,

сложа руки,

очки,

все лопатки,

корчить,

баклуши,

за нос,

весь дух,

гонять,

в заблуждение,

язык,

всех ног.

 

 

 

 

 

Установите, какие определения в левой колонке соответствуют словам и выражениям, данным в правой колонке.

 

Двуличный человек

 

Бесследно исчезнуть из памяти людей

 

­жению 

целей в науке, искусстве, общественной 

работе

Слабое, уязвимое место

 

 

Напрасный призыв к чему-либо, 

без ответа, без внимания

 

Дар врагу с целью его погубить

 

Постоянно угрожающая опасность

 

Что-либо совершенно непонятное, 

разумению

 

 

 

 

Найдите в тексте фразеологизмы. Объясните их значение.

 

добрых и злых. Будьте же совершенны, как Отец ваш Небесный совершен есть».

 Если бы нас в детские годы научили быть, как солнышко! Если бы мы прочувствовали, что это неприлично, это дурной тон: дуться, смотреть как мышь на крупу, смотреть букой, капризничать. Мы не должны быть людьми настроения – нестроения, мы всегда должны быть как солнце – добрыми, светлыми, радостными, внимательными, заботливыми, а самое главное – смиренными. Смирение – основа всего. Смирение заключается в том, чтобы не думать о себе слишком много и высоко, не приписывать себе таких качеств, каких у нас нет, не слишком мечтать о себе. А ведь уже детям свойственно витать в эмпиреях, воображая себя то всадником …без головы, то королевой – снежной от эгоизма. Смирение…Насколько оно плодотворно, плодоносно, подобно взрыхленной почве, призванной взращивать плоды, получая лишь семена.

)

 

Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения.

Яшка сломя голову остановился.

 

Найдите объяснение каждому фразеологизму

Клевать носом;

в ногу;

палки в колёса;

балалайка;

душа;

первую скрипку;

в трёх соснах.

ихотворениях фразеологизмы.

)

В малиннике у мишки.

)

Раз и два и дом стоит.

)

Разбегаются глаза.

)

Вот так каша в голове!

)

Такие вот красивые.

)

ж)

)

)

Что летают словно пух. (М. Рыльский)

)

Другой – засучив рукава. (В. Викторов)

)

)

 

 

Замените фразеологизмы подходящими выражениями.

. Они вместе пошли к Лене домой. Битый час (……………), в поте лица (……………) Лена объясняла Наташе правило умножения в столбик. Но так и ни разу Лена не бросила камень в Наташу (……………). После того, как Лена объяснила новую тему, Наташа в два счета (……………) решила сразу шесть примеров. После занятий Лена сказала: “Не будь белой вороной в классе (……………), это бабушкины сказки (……………) что ты никогда не сможешь понять математику”. Старайся, у тебя все получится!

 

Дополни фразеологизм:

о палец…

в поте…

задних…

пядей…

богу свечка…

с гуся…

пятниц…

в пятки…

гулькин…

дождика…

по …

в…

с…

кошка…

воре и шапка…

в воду…

не…

язык за…

разбитого …

правде…

по коже…

 

Выберите из приведённых фразеологизмов антонимические пары.

Кот наплакал, слова не вытянешь, куры не клюют, рта не закрывает, семи пядей во лбу, олух царя небесного, дать маху, ходить вокруг да около, брать быка за рога, попасть в точку.

 

Подбери антоним:

иголки собирай

кашу

чайной ложке

верста

свет

нос

душа в душу

сложа руки

зги не видно

кашу

духом

горшка два вершка

ночь глядя

духом

кошка с собакой

покладая рук

 

Лексика:

фразеологизмы в три группы. Укажи признак каждой группы.

Во весь дух. Одного поля ягода. Яблоку негде упасть. Во все лопатки. Одним миром мазаны. На всех парах. Шагу негде ступить. На одно лицо. Иголку негде воткнуть. Как на пожар. На один покрой. Только пятки засверкали. Как две капли воды.

с антонимами.

Нет худа без добра, ум за разум заходит, из огня да в полымя, всеми правдами и неправдами, вопрос жизни и смерти, и стар и млад, ни сыт, ни голоден, переливать из пустого в порожнее, черным по белому, с больной головы на здоровую, ни конца ни краю, вокруг да около, цел и невредим, от мала до велика.

) Замени в выражениях глаголы антонимами.

Вбить в голову. – выбросить

Замени во фразеологизме глагол синонимом.

 

Замени одним словом

лодыря гонять.

бить баклуши.

в ежовых рукавицах.

 

Какими названиями животных можно дополнить следующие фразы?

Голоден, как …

Хитёр, как …

Труслив, как …

Надут, как …

Неповоротлив, как …

Упрям, как …

Здоров, как …

Колюч, как …

 

Замени фразеологический оборот наречием (как?)

как курица лапой. –

 

характеризуют человека с положительной стороны, а какие – с отрицательной? Составьте рассказ, используя данные фразеологизмы, о своем однокласснике.

Душа нараспашку.

– воин.

 

«Пословицы да поговорки»

Выпиши русские народные пословицы и поговорки, содержащие фразеологические обороты.

Веселая голова живет спустя рукава.

Ему и беда, что с гуся вода.

Мы с ним живем душа в душу.

Не криви душой.

Здоровью цены нет.

Плывет по течению, как полено.

Кто весел, а кто и нос повесил.

Гляди в оба, да не разбей лба.

В здоровом теле – здоровый дух.

Потерявши голову по волосам не плачут.

С больной головы да на здоровую.

 

Сколько фразеологизмов в тексте?

Вот такая история!

Жил-был мальчик Женя. Он никогда не учил уроки и был двоечником по всем предметам. С ним произошла такая история, что после этого он стал первым учеником в классе. Я расскажу вам ее.

выпрыгнули из учебника и окружили Женю. Они начали плясать вокруг него, и у Жени закружилась голова.

Вдруг он очутился около красивого дома. Хозяева дома были очень гостеприимны. Но волосы у них почему-то стояли дыбом, а в руках у них были метлы. Они заметали ими за собой следы. Хозяева побеседовали с гостем, посидели, сложа руки.

Оказалось, что Женя попал в страну Фразеологию. Жене это понравилось, ведь теперь его носили на руках. Тут вошел человек с заткнутым за пояс гномиком. Он сделал жест, приглашающий идти за ним. Женя торопился следом за этим человеком. Они вышли из дома, и вдруг из трубы вылетел человек. Но они не остановились, а пошли дальше. Здесь, куда они вышли, стояла лошадь, усыпанная яблоками. Тут человек взял гномика и повесил его на хвост лошади. Вот и висел так гномик на хвосте у лошади. Человек заулыбался: смотри, мол, как умеет. Жене это было совсем неинтересно. Вдруг он услышал стук. Он пошел на этот звук. Тут какой-то мальчик бил баклуши. Рядом стояла египетская пирамида. Мальчик знал в ней все ходы и выходы. Женя зашел внутрь, а там сидели колокольчики, похожие друг на друга как две капли воды. Их звук переливался из пустого в порожнее ведро. Вдруг одно ведро поднялось и пролило воду прямо на Женю…

Тут он проснулся и вспомнил, какой “кошмар” ему приснился. Теперь он был ни жив ни мертв. Он быстро выучил все задания и отправился гулять. На следующий день он получил “пятерку” по русскому языку и литературе. Ведь по литературе он написал сочинение о том, какой сон ему приснился!

Решите кроссворд: запишите значение устойчивого выражения одним словом.

Из рук в руки. 2) Забывать себя. 3) В один голос. 4) Идти в ногу. 5) Очертя голову. 6) В порядке вещей. 7) Как бедный родственник. 8) Как гром среди ясного неба. 9) День ото дня. 10) Во весь голос. 11) Шаг за шагом. 12) В один миг. 13) В пух и прах (разодетый). 14) Не покладая рук. 15) Черепашьим шагом. 16) Как рыба в воде. 17) Верой и правдой (служить).

 

Замените цифры буквами алфавита и прочитайте фразеологизмы, запишите их в тетрадь.

1) 1, 15, 15, 10, 2, 1, 13, 16, 3, 1 / 12, 13, 33, 20, 31, 3 //

2) 33, 2, 13, 16, 12, 16 / 18, 1, 9, 5, 16, 18, 1 //

3) 20, 1, 19, 12, 1, 20, 30 / 12, 1, 26, 20, 1, 15, 29 / 10, 9 / 16, 4, 15, 33 //

4) 20, 1, 15, 20, 1, 13, 16, 3, 29 / 14, 21, 12, 10 //

5) 19, 10, 15, 33, 33 / 17, 20, 10, 24, 1 //

При помощи фразеологического словаря выясните значение и происхождение записанных устойчивых сочетаний слов, определите их стилистическую принадлежность.

С 2–3 фразеологизмами составьте и запишите предложения.

 

 

«Профессии»

 

Какие профессии «представляют» данные фразеологизмы?

Этот номер не пройдет; под занавес; войти в роль; быть на вторых ролях;

Разделать под орех; без сучка без задоринки; бить баклуши; топорная работа; снять стружку.

 

Составьте «фразеологический словарик» а) портных; б) парикмахеров; в) военных.

 

разеологизмы мы употребляем, когда говорим:

) о том, к чему трудно придраться;

) о том, кто сам пользуется, а другим не даёт;

) о том, кто легко, непринуждённо себя чувствует;

) о том, кто очень быстро бежит;

) о том, кто постоянно бывает в хлопотах, суетится;

) о том, кто чувствует себя неловко, суетится, нервничает.

комар носа не подточит; собака на сене; как рыба в воде; на всех парусах; как белка в колесе; не в своей тарелке.

 

Различите фразеологизм и свободное сочетание слов, фразеологизм подчеркните.

 

Я не нашёл себе места и встал в проходе. Отец не находил себе места от волнения.

Не разгибая спины, поднимите руки вверх. Они трудились не разгибая спины до самого вечера

В двух словах он допустил три ошибки. В двух словах он изложил свою просьбу.

Ни днём, ни ночью гости не приехали. Нам не давали покоя ни днем ни ночью.

За едой малыш прикусил язык и заплакал. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

Эта деревня не за горами, а вон за тем лесом. Весна уже не за горами.

 

 

31. Запишите предложения. Найдите в них устойчивые выражения, объясните их значение.

).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы:

 

Упр.5

любовь

презрение

зубы

гнев

обида

губы

счастье

удивление

те раз!

 

 

Упр.6

(Что написано пером, не вырубишь топором)

(Вставлять палки в колеса)

(Бьют баклуши)

Избушка на курьих ножках)

Тянуть кота за хвост)

(Цыплят по осени считают)

 

Упр.7

(Ответы:)

1 — на всех парусах – очень быстро, с максимальной скоростью.

2 — наломать дров — сделать плохо, поступить необдуманно.

3 — водить за нос — обманывать.

4 — дело в шляпе — работа выполнена, вопрос решён.

5 — (вместе) съесть пуд соли — быть очень дружными, хорошо знать кого-либо.

6 — (работать) спустя рукава — делать что-либо небрежно.

7 — (на нём) нет лица — плохо выглядит, болен, испуган (о человеке).

 

Упр.8

(Ответы:)

– долго, в течение долгого времени, бесконечно. Битый час – от того, что о времени раньше сообщали ударом в колокол.

– без результата.

– прилагать все усилия, мучительно искать выход из трудного положения.

– находиться в мечтательном состоянии, не замечая окружающего.

, «дело выгорело», «дело табак»

ул?», «держать язык за зубами»

», «нос задрать», «нос совать»

 

ши развесить», «ушами хлопать»

 

 

6

1) Непосредственно; 2) самозабвенно; 3) одновременно; 4) согласованно; 5) необдуманно; 6) естественно; 7) неуверенно; 8) неожиданно; 9) постепенно; 10) откровенно; 11) неуклонно; 12) мгновенно; 13) изысканно; 14) неустанно; 15) медленно; 16) уверенно; 17) преданно.

 

 

 

 

Список использованных литератур:

«Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П. Жуков

«Русский язык» А.М. Земский, С.Е. Крючков, М.В. Светлаев

«Фразеологический словарь русского языка» А.И. Молотков

Телия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

About Author: