РПД

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Финансовый университет)

Кафедра «Мировая экономика и международный бизнес»

Мировая экономика и международные экономические отношения Рабочая программа дисциплины

для студентов, обучающихся по направлениям подготовки

38.03.01 «Экономика»

дународный бизнес» «Международные валютнокредитные и финансовые отношения», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

(программа подготовки бакалавра)

Москва 2015

высшего образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (Финансовый университет)

Кафедра «Мировая экономика и международный бизнес»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор

09.07. 2015 г.

Мировая экономика и международные экономические отношения

Рабочая программа дисциплины

подготовки

38.03.01 «Экономика»

огообложение», «Мировая экономика и международный бизнес» «Международные валютнокредитные и финансовые отношения», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

(программа подготовки бакалавра)

еских отношений и Международного финансового факультета (протокол № 25 от 16.06.2015 г.)

Одобрено кафедрой «Мировая экономика и международный бизнес»

(протокол № 18 от 04.06.2015 г

Москва 2015

ББК

П

с.

ный и финансовый контроль» «Государственные и муниципальные финансы», «Налоги и налогообложение», «Мировая экономика и международный бизнес», «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (бакалавриат).

беспечение дисциплины.

УДК

ББК

Учебное издание

Н.В. Лукьянович, В.Н. Миронова, Н.Л. Орлова, И.А. Стрелкова

е отношения

Рабочая программа учебной дисциплины

Компьютерный набор, верстка Орловой Н.Л.

Усл. п.л. 2,4. Изд. № -2015. Тираж экз.

Заказ _________

Отпечатано в Финансовом университете

Н.В. Лукьянович, В.Н. Миронова, Н.Л. Орлова, И.А. Стрелкова   1

Наименование дисциплины   4

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы   4

Место дисциплины в структуре образовательной программы   6

4. Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестре, в сессию)   7

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов учебных занятий   7

Содержание дисциплины   7

Учебно – тематический план   10

Содержание практических и семинарских занятий   11

Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине   17

Формы внеаудиторной самостоятельной работы   17

Методическое обеспечение для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы   19

7.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине   20

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы   20

Описание показателей и критериев оценивания компетенций, описание шкал оценивания.   20

7.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, владений   26

7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений и владений   32

8.Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины   32

Нормативные правовые акты   32

Рекомендуемая литература   33

9.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины   35

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины   36

 

Финансовый университет, 2015

Содержание

Мировая экономика и международные экономические отношения»

экономические отношения» обеспечивает формирование следующих компетенций:

анализировать

финансовую, бухгалтерскую, статистическую отчетность с учетом международных стандартов и использовать их результаты для

авленческих решений (ПКН-5); знать:

мирохозяйственной

деятельности;

рганизаций;

владеть:

тенденции изменения социально-экономических показателей.

способность выявлять основные тенденции в развитии мировой экономики и анализировать последствия принимаемых

вных правовых актов, международных торговых и товарных организаций (соглашений) на развитие

мирохозяйственных связей;

механизмы международного разделения труда и тенденции его развития в начале XXI века;

звития мирового хозяйства;

уметь:

оценивать межстрановые и межрегиональные соотношения экономик и тенденции их изменения;

отдельных ее элементов;

определять с помощью системы показателей место и динамику развития того или иного субъекта хозяйствования в мировой экономике.

владеть:

современными технологиями управления в сфере мировой экономики и международного бизнеса.

способность использовать зарубежный опыт в целях активизации внешнеэкономической деятельности, подготовки и принятия

субъектов

использовать современные международные информационные источники и программы для составления заключения о состоянии экономик стран и регионов;

ставлять информационный обзор и/или аналитический отчет;

использовать систему знаний о формах и направлениях развития мировой экономики в решении конкретных вопросов обеспечения экономической безопасности России.

владеть:

рмации, относящейся к системе «Мировая экономика – МЭО».

ивные финансы» (КФ), «Государственные и муниципальные финансы» (ГиМФ), «Налоги и налогообложение» (НиН), «Мировая экономика и международный бизнес» (МЭиМБ), «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения» (МВКиФО),

Изучение дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения» базируется на сумме знаний, полученных студентами в процессе изучения базовых дисциплин профессионального цикла: «Микроэкономика», «Математический анализ».

ребования к входным знаниям, умениям и владениям студентов: Для освоения дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения» студент должен: знать:

рии вероятностей и математической статистики, необходимые для решения экономических

ь полученную информацию.

ницы

(144 час).

Вид промежуточной аттестации – экзамен.

Таблица 1

Всего

Семестр 2 для профилей

ГиФК, БДиРНБ, КФ, ГиМФ;

Семестр 3 для профилей,

НиН;

Семестр 4 для профиля МВКиФО;

Семестр 5 для профиля

БУАиА

Современное мировое (всемирное) хозяйство: понятие, субъекты, основные этапы формирования и развития.

Глобализация мирового хозяйства: сущность, причины, последствия. Типология государств.

звивающихся стран.

Международное разделение труда как материальная основа развития мирового хозяйства. Формы международного разделения труда и тенденции их развития в начале XXI века.

Природные ресурсы и их роль в мировой экономике: минеральные, энергетические, земельные, лесные, водные.

ных странах и регионах. Экономический рост и потребление минеральных ресурсов.

Лесные ресурсы и природные ресурсы для сельского хозяйства, их значение в мировой экономике. Специфика стран и регионов в обладании и использовании этих ресурсов.

ресурсы мирового хозяйства и миграция рабочей силы. Научно-технические и информационные ресурсы.

Тема 3. Понятие МЭО и их основные формы. Международная торговля и внешнеторговая политика

нок и этапы его развития.

ации экспорта РФ.

Роль ТНК в международной торговле.

Биржевая торговля, аукционы, торги.

ой торговле.

Тема 4. Международное регулирование внешней торговли. Всемирная торговая организация

зации стран-экспортеров и импортеров.

ном этапе.

России.

Формирование внешнеторговой политики и внешнеторгового законодательства. Закон РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

РФ в ВТО: условия вступления, шансы и вызовы.

Россия в международном движении капитала

кация. Оффшорные центры. Роль ТНК в движении ПИИ.

овая база регулирования иностранных инвестиций в РФ.

Тема 7. Международная экономическая интеграция

вития. Основные проблемы взаимоотношений

регионах мира. Таможенные союзы и зоны свободной торговли.

его развития. Евразийский экономический союз.

Тема 8. Международные экономические и финансовые организации

Классификация международных экономических и финансовых организаций.

Специализированные организации ООН (ФАО, ВОИС, ЮНИДО, ПРООН, ЮНВТО).

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Россия и ОЭСР.

Международный валютный фонд (МВФ): роль, реформирование, участие России.

Формирование группы Всемирного Банка, ее деятельность.

Самостоя тельная работа

для всех

профилей

, кроме

В т.ч. занятия в

Тема 2. Ресурсный потенциал современного мирового

Опрос; решение

Тема 5. Внешняя торговля России и ее регулирование.

Тема 7. Международная экономическая интеграция.

Тема 1. Мировое хозяйство в начале XXI века. Международное разделение труда и его формы

План занятий

(60 мин.)

Вопросы к практическому занятию

Мировое (всемирное) хозяйство, его сущность, основные этапы формирования и развития.

Понятие глобализации и ее противоречия.

Субъекты современного мирового хозяйства. Основные типы государств в мировой экономике.

догоняющего развития и проблемы ее реализации в развивающихся странах. Место и роль Китая в современной мировой экономике. Современная концепция и основные направления развития экономической системы Китая.

мы

Рекомендуемые источники: раздел 8.2: 1, 2, 5-8, 11, 15; раздел 9: 3, 18.

Тема 2. Ресурсный потенциал современного мирового хозяйства

План занятий

(80 мин.)

Вопросы к практическому занятию

номики США (ЕС, Японии по выбору).

Мировая энергетика, ее структура и тенденции развития Внешняя энергетическая политика России.

Особенности миграции рабочей силы на современном этапе развития мирового хозяйства.

енциал мирового хозяйства.

Рекомендуемые источники: раздел 8.2: 1, 2, 4, 6, 8, 9, 11, 15; раздел 9: 3, 5, 16-18.

Тема 3. Понятие МЭО и их основные формы. Международная торговля и внешнеторговая политика

План занятий

(120 мин.)

Вопросы к практическому занятию

Понятие международных экономических отношений, их основные формы.

международных экономических отношений..

и географическая структура мировой торговли товарами и услугами.

Биржевая торговля, аукционы, торги. Принципы организации и особенности деятельности.

ющих стран. ТНК и интересы РФ.

и внешнеторговая политика. Тарифное регулирование и нетарифные ограничения.

Рекомендуемые источники: раздел 8.2: 1, 2, 3. 5- 9, 11, 15; раздел 9: 3-5, 8.

Тема 4. Международное регулирование внешней торговли. Всемирная торговая организация

План занятий

(80 мин.)

Вопросы к практическому занятию

внешней торговли.

Двусторонние и многосторонние торговые соглашения в мировой торговой системе.

Международные организации стран-экспортеров и импортеров.

Всемирная торговая организация (ВТО) и причины ее создания.

ятельности ВТО.

Основные соглашения в рамках ВТО (ГАТТ-94, ГАТС, ТРИМС, ТРИПС).

Основные проблемы функционирования ВТО.

Рекомендуемые источники: раздел 8.2: 1, 2, 5-7, 15; раздел 9: 3, 7, 15, 18.

. Россия в ВТО

(60 мин.)

Вопросы к практическому занятию

внешнеторгового законодательства.

Динамика, товарная и географическая структура внешней торговли Российской Федерации.

Тарифное регулирование внешней торговли.

Нетарифные ограничения и защитные меры во внешней торговле.

предварительных результатов членства России в ВТО: новые вызовы и минимизация рисков.

Рекомендуемые источники: раздел 8.1: 1-4; раздел 8.2: 1, 2, 4, 6, 9, 15, 16; раздел 9: 1-4, 17, 18.

(100 мин.)

Вопросы к практическому занятию

Глобализация и международное движение капитала.

Государственное и международное регулирование международного движения ПИИ.

Свободные экономические зоны в мировой экономике и опыт их функционирования. СЭЗ (ОЭЗ) в России. Оффшорные центры.

иностранных инвестиций для развития экономики России. Особая роль ПИИ. Динамика, географическая и отраслевая структура иностранных инвестиций в РФ.

оссийской Федерации».

Формы участия иностранного капитала в экономике Российской Федерации.

Рекомендуемые источники: раздел 8.1: 5, 6, 8; раздел 8.2: 1, 2, 5, 6, 7, 11, ; раздел 9: 9, 10,17, 18.

Тема 7. Международная экономическая интеграция

нятий

(110 мин.)

Вопросы к практическому занятию

экономической интеграции.

развития интеграции в Западной Европе.

Принципы организации и механизм функционирования Европейского Союза.

Особенности интеграционных процессов в Северной Америке, Латинской Америке и других регионах мира.

зовы и перспективы.

Рекомендуемые источники: раздел 8.2: 1, 2, 7 8, 13, 14; раздел 9: 11, 14, 15, 17-19.

Тема 8. Международные экономические и финансовые организации

План занятий

(90 мин.)

Вопросы к практическому занятию

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР): стратегия расширения.

Международный валютный фонд, структура управления и особенности его функционирования. Кредитная деятельность МВФ.

основные направления ее деятельности.

Региональные международные банки развития. Условия их возникновения, формирование ресурсов.

международных

экономических и финансовых организаций

Рекомендуемые источники: раздел 8.2: 1, 2, 7, 10; раздел 9: 3, 7-10, 13-18.

й работы студентов относятся:

подготовка к семинарскому занятию, проводимому в форме дискуссии;

подготовка к решению и проверке задач;

выполнение домашних ситуационных задач;

к экзамену.

лять ее конкретными данными, уметь обобщать, аргументировать и систематизировать статистические данные.

На семинарских занятиях преподаватель проверяет выполнение самостоятельных заданий и качество усвоения знаний.

Формы внеаудиторной самостоятельной работы

Трудоемкость в часах всех профилей,

кроме НиН/

Тема 1. Мировое хозяйство в

начале XXI века.

Международное

экономического развития и

Тема 2. Ресурсный потенциал

Изучение литературы и нормативной базы. Подготовка докладов и выступлений.

Тема 3. Понятие

МЭО и их основные формы.

торговля и

Тема 4.

Международное регулирование внешней

торговли.

Изучение литературы Сбор, обработка и анализ индикаторов мировой торговой системы.

Тема 5. Внешняя торговля России и ее регулирование.

Изучение литературы и нормативной базы.

Тема 6.

Государственное и межгосударственное регулирование

Тема 7.

Международная экономическая интеграция.

западноевропейской интеграции. ЕС на современном этапе развития. Основные

Изучение литературы и нормативной базы. Сбор, обработка и анализ данных,

Специализированные организации ООН (ФАО,

ВОИС, ЮНИДО, ПРООН, ЮНВТО): цели, характеристика деятельности

Примерная тематика докладов, презентаций.

Международное разделение труда, его формы и основные тенденции развития.

Глобализация экономики: понятие и сущность.

етических ресурсов в современной мировой экономике.

Экономический рост и проблемы потребления минеральных ресурсов в мировой экономике.

Экология и рациональное природопользование как одна из глобальных проблем современности.

. Международные миграции населения. 7. НТР как определяющий фактор развития промышленности в мировой экономике.

Инновационная модель развития национальных экономик.

Место России в современной мировой экономике.

номике.

в развивающихся странах

Место и роль Китая в мировой экономике.

Страны с переходной экономикой в современном мировом хозяйстве.

Внешнеторговые связи России с зарубежными странами.

ические связи России с государствами СНГ.

Международная торговля лицензиями и «ноу-хау».

Международные перевозки и транспортное обслуживание международных экономических связей

ных особых экономических зон).

Свободные экономические зоны в мировой экономике.

Международная экономическая интеграция.

Перечень компетенций и их структура в виде знаний, умений и владений содержится в разделе 2 «Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине».

Показателями оценивания компетенций являются наиболее значимые знания, умения и владения, которые получены студентами в процессе освоения дисциплины.

ы оценивания используется трехуровневая шкала освоения компетенций (пороговый, продвинутый, высокий), для каждого из которых разработаны критерии оценивания.

Критерии оценивания определяются в соответствии со шкалами оценивания:

баллов)

соответствует высокому уровню сформированности компетенции;

оценка 4 «хорошо» и «зачтено» (40 баллов) соответствует продвинутому уровню сформированности компетенции;

твует пороговому уровню сформированности компетенции;

оценка 2 «неудовлетворительно» и «незачтено» — компетенция не сформирована.

Оценка уровня сформированности компетенции

знать:

основные методы оценки

уметь:

владеть:

применения

Пороговый уровень

3 —

осуществлять отбор статистических данных о состоянии мировой экономики на основе публикаций национальных и международных

Продвинутый уровень

тенденции изменения социальноэкономических показателей.

явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей

Высокий уровень 5- отлично

Оценка уровня сформированности компетенции

знать:

влияние нормативных правовых актов, международных торговых и товарных организаций (соглашений) на развитие мирохозяйственных связей;

механизмы международного разделения труда и тенденции его развития в начале XXI века;

номического развития мирового хозяйства; систему современных международных

уметь:

оценивать межстрановые и межрегиональные соотношения экономик и

тенденции их изменения;

анализировать состояние мировой экономики и отдельных ее элементов;

Пороговый уровень

3 —

оценивать механизмы международного разделения труда и тенденции его развития в начале XXI века;

развития мирового хозяйства;

систему современных международных экономических отношений (МЭО) и их основные формы

навыками принятия управленческих решений в сфере

Продвинутый уровень

и международного бизнеса.

оценивать межстрановые и межрегиональные соотношения экономик и тенденции их изменения;

анализировать состояние мировой экономики и отдельных ее элементов;

определять с помощью системы показателей место и динамику развития того или иного субъекта мировой экономики и МЭО.

способность использовать зарубежный опыт в целях активизации внешнеэкономической деятельности, подготовки и

Оценка уровня сформированности компетенции

знать:

механизмы

субъектов

мирохозяйственных

уметь:

и

регионов;

используя

отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные, анализировать их и

составлять

аналитический

отчет;

: основные механизмы взаимодействия субъектов

владеть:

информации, относящейся к системе «Мировая экономика – МЭО».

заключения о состоянии экономик стран и регионов

используя отечественные и зарубежные источники информации, собирать необходимые данные, анализировать их и составлять информационный обзор и/или

отчет; использовать систему знаний о формах и направлениях развития мировой экономики в решении конкретных вопросов обеспечения экономической безопасности России

комплексным анализом всей информации, относящейся к системе

Уровень требований и критерии оценок

Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса, консультирования студентов, проверки выполнения ими самостоятельных заданий, проверки рефератов и тестовых заданий.

Промежуточный контроль проводится в форме экзамена. Экзамен проводится по завершению изучения дисциплины в письменной форме.

Экзаменационный билет содержит два вопроса и задачу.

Примерные ситуационные задачи

Задание 1. Международная миграция рабочей силы

ы ЕС к 2025 г. должны приехать не менее 159 млн. иммигрантов.

На основании изложенной информации дайте ответы на следующие вопросы:

Какие меры, на ваш взгляд, должны принять страны ЕС для сбалансирования рынка труда в будущем?

антов на экономический рост?

Какие проблемы могут возникнуть в связи с массовым притоком иммигрантов в ЕС?

Задание 2. Теории международной торговли

за день 4 м шелка или 6 кг масла Каковы относительные цены в странах при отсутствии торговли?

Что будет производить каждая страна после установления торговых отношений?

Примерные тестовые задания

Выделите основные субъекты мирового хозяйства

государства

-: благотворительные общества

-: телевидение

-: ТНК

-: международные экономические организации

Мировая цена это:

-: цена, которая устанавливается в международных контрактах

ра

-: цены крупных экспортно-импортных сделок или цены компаний, имеющих ведущее положение в мировом производстве и торговле

Вывоз ранее ввезенных товаров , не подвергшихся переработке в данной стране это

-: реэкспорт

-: реимпорт

-: экспорт

орт

проводниками глобализации в мире?

-: государства

-: траснациональные банки

-: транснациональные корпорации

-: физические лица

Какова главная причина возникновения ТНК?

рынке

-: концентрация производства и капитала

-: интернационализация производства и капитала

-: развитие мировой торговли

регионализация

-: транснационализация

-: интернационализация

-: глобализация

Основные миграционные потоки формируются за счет:

-: развивающихся стран

-: развитых стран

-: стран с переходной экономикой

-: стран-экспортеров нефти

Игнатова О.В., Зубенко В.В., Орлова Н.Л., Зубенко В.А. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник для академического бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2014.

рефератов

Международное разделение труда, его формы и основные тенденции развития.

Глобализация экономики: понятие и сущность.

сов в мировой экономике.

Экология и рациональное природопользование как одна из глобальных проблем современности.

Мировой рынок рабочей силы. Международные миграции населения.

Взаимосвязь темпов роста населения и экономического развития.

еляющий фактор развития промышленности в мировой экономике.

топливноэнергетического комплекса в мировой экономике.

Инновационная модель развития национальных экономик.

Место и роль США в мировой экономике.

Основные тенденции и проблемы развития экономики ЕС.

Основные этапы развития интеграционного процесса ЕС.

«Зона евро», ее место и роль в мировой экономике.

в развивающихся странах

овой экономике.

Страны с переходной экономикой в современном мировом хозяйстве.

Ценообразование в мировой торговле.

Мировые рынки товаров (ряд тем).

Внешнеторговые связи России с зарубежными странами (ряд тем).

сударствами СНГ (ряд тем).

Международная торговля лицензиями и «ноу-хау».

Международные перевозки и транспортное обслуживание международных экономических связей

Роль ВТО в регулировании международной торговли.

Россия и Всемирная торговая организация.

Иностранные инвестиции в экономике России.

Инвестиционный климат и его составляющие.

Свободные экономические зоны в мировой экономике.

Свободные экономические зоны в России (общая проблематика и деятельность конкретных свободных экономических зон).

Оффшорные зоны, их место и роль в мировой экономике (общая проблематика и анализ отдельных офшорных зон).

Международная экономическая интеграция (ряд тем).

ТНК в мировой экономике.

ут предложить собственные темы, согласовав их с преподавателем

Примерный перечень контрольных вопросов к экзамену:

1. Этапы, тенденции развития мирового хозяйства.

земельные, лесные, водные.

3.Современные энергетические проблемы: международный и национальный уровень (на примере отдельных стран).

4. Участники и формы международных экономических отношений.

н с разным уровнем социально-экономического развития.

труда.

Международное кооперирование производства.

социально-экономического развития.

ровой экономике. Каким критериям должны соответствовать развитые страны?

9.Развивающиеся страны: общее и особенное. Классификация. Роль в мировой экономике.

10. Позиции России в мировой экономике .

11.Цели развития тысячелетия ООН.

одных экономических отношений в современном мире.

международной конкурентоспособности.

ение мировой торговли.

15.Либерализация и протекционизм в международной торговле.

Таможенно-тарифные методы регулирования внешней торговли: определение таможенной пошлины, функции, виды; таможенный тариф.

Методы стимулирования экспорта.

методы регулирования внешней торговли.

Аукционная и биржевая торговля. Международные торги.

Международная торговля патентами, лицензиями и ноу-хау.

Значение ТРИПС.

21.Основные этапы деятельности ГАТТ / ВТО.

и протекционизм. Их роль в развитии международной торговли.

Международная торговля услугами: сущность, особенности торговли, классификация, страны-лидеры в мировом экспорте услуг и ведущие импортеры. Значение ГАТС.

в мировой торговле: место, структура экспорта/импорта, партнеры, регулирование.

25.Принципы деятельности, задачи и сфера компетенции ВТО.

26.Присоединение России к ВТО: история вопроса, условия вступления, первые результаты.

ления, причины, формы, структура, динамика, география потоков, влияние на страны-экспортеры и страны импортеры.

28.Современные тенденции вывоза капитала.

29.Прямые, портфельные и прочие инвестиции.

е состояние.

31. Свободные экономические зоны: определение, причины создания, условия функционирования. Развитие ОЭЗ в России.

32.Понятие ТНК, типы ТНК, индекс транснационализации ТНК, роль ТНК в мировой экономике.

амика, основные инвесторы, структура, отраслевое и географическое распределение, регулирование). 34.Нормативно-правовая база регулирования иностранных инвестиций в РФ.

35.Оффшорные зоны. Российские компании и оффшорный бизнес.

ени внешнего долга и способы урегулирования внешней задолженности.

Проблема внешней задолженности в мировой экономике: причины, влияние на социально-экономическую политику стран, пути решения.

е формы, последствия для стран-доноров и стран-реципиентов.

39.Мировой рынок труда и миграция рабочей силы (современные тенденции).

40.Определение интеграции. Объективные предпосылки и мотивы интеграционных процессов.

объединений и их характеристики. 42. Эволюция интеграционных процессов. Основные формы региональной интеграции, их характеристики.

43.Этапы развития европейской экономической интеграции.

44.Современные проблемы ЕС и еврозоны.

процессы на постсоветском пространстве: причины, факторы, противоречия интеграционного процесса. Таможенный союз. Евразийский экономический союз.

46. Экономические отношения России и ЕС. Основные проблемы и перспективы их развития.

ы формирования капитала, распределение голосов, определение квоты, СДР.

48.Группа Всемирного Банка : цели и функции организаций.

49.НАФТА: причины создания, цели интеграции, этапы, влияние на страны-члены интеграционного образования.

ы и цели создания, основные направления развития экономического взаимодействия.

51.МЕРКОСУР: причины и цели создания, этапы интеграционного процесса, влияние на страны-члены группировки.

53.Парижский и Лондонский клубы кредиторов: цели создания, принципы функционирования.

54.Торговая политика: понятие, цели, задачи, инструменты. Оценка эффективности.

55.Инвестиционный климат: понятие, составляющие, рейтинги.

ее определяющие

ций студентов.

Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

Стратегия национальной безопасности России до 2020 года. Утверждена Указом Президента РФ № 537 от 12 мая 2009 года.

ждена 14 ноября 2008 года Советом глав правительств СНГ.

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 08 декабря 2011 г. №2227-р.

венного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ.

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской

Федерации» от 09 июля 1999 №160-ФЗ

йской Федерации» от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ.

З.

Международные экономические отношения: Учебник / под ред. Б. М. Смитиенко. — М.: Инфра-М, 2012, 2013 — 528 с./2014 ЭБС ZNANIUM

Мировая экономика : Учебник для бакалавров / Финуниверситет ; под ред. Б.М. Смитиенко .— 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2013 .

Внешнеэкономическая деятельность / Под ред. Б.М. Смитиенко и В.К.

тельский центр «Академия», 2011.

го симпозиума, проведенного в Москве 4 сентября 2012 г. под эгидой Российского совета по международным делам, Международного природоохранного фонда Пью и Российской Ассоциации международного морского права. — М:

«Спецкнига», 2012.

экономики: вызовы и ориентиры: Монография /

320 с./ЭБС ZNANIUM

Зубенко В.В. Мировая экономика: учеб. пособие / В.В. Зубенко, В.А. Зубенко, Н.Л. Орлова; ГУМФ — М.: изд. ГУ Минфина России, 2011 — 163 с.

а, обуч. по экономич. напр. и спец. / В.В. Зубенко [и др.]; Финуниверситет — М.: Юрайт, 2014 — 409 с.

Клинов В. Г. Мировые товарные рынки и цены:Учебник / В. Г. Клинов,

Л. С. Ревенко, Т. И. Ружинская; Моск. гос.ин-т междунар. отношений (ун-

иверситетская библиотека ONLINE

Международные валютно-кредитные отношения: Учебник для вузов / Л.Н. Красавина [и др.]; Финуниверситет ; под ред. Л.Н. Красавиной — М.: Юрайт, 2014 — 544 с ./2015 ЭБС Юрайт

н, С.В.Жуков, О.Н.Кудинова и др.; Институт мировой экономики и международных отношений РАН ; под ред. А.А. Дынкина — М.: Магистр, 2007, 2008 — 430 с./ЭБС ZNANIUM

Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учебное пособие / Моск. гос.

открытый ун-т — М.: ИНФРА-М, 2012 — 272с.

ИНФРАМ, 2014.

Ревенко Л.С., Крюков А.Е. Конъюнктурные исследования мировых товарных рынков. — М. МГИМО, 2010.

дерации — http://www.minfin.ru

Федеральное Казначейство — http://www.roskazna.ru

РФ http://www.economy.gov.ru/minec/main

Федеральная таможенная служба РФ — http://www.customs.ru

— http://www.tpprf.ru

Журнал Forbes — http://www.forbesrussia.ru

Всемирная Таможенная Организация (WCO) — http://www.wcoomd.org

an

Международный банк реконструкции и развития (IBRD) — http://www.worldbank.org/html/extdr/backgrd/ibrd

Европейский Союз — http://europa.eu.int

Европейский банк реконструкции и развития (EBRD) http://www.ebrd.org

— http://www.ecb.int

Международная таможенная организация (WCO) — http://www.wcoomd.org

Организация Объединенных Наций — http://www.un.org

Организация стран-экспортеров нефти (OPEC) — http://www.opec.org

ития (OECD) — http://www.oecd.org

Единый портал внешнеэкономической информации — http://www.ved.gov.ru

Россия – ЕС: партнерство для модернизации — http://www.formodernization.com

Целью методических рекомендаций для студентов является обеспечение оптимальной организации процесса изучения дисциплины и выполнения различных форм самостоятельной работы.

Методические рекомендации по изучению дисциплины

в данной дисциплине, ее связями с другими дисциплинами образовательной программы, методическими разработками по данной дисциплине, имеющимися на образовательном портале и сайте кафедры, с графиком консультаций преподавателей кафедры.

отовке к лекционным занятиям (теоретический курс)

осприятия содержания последующих тем дисциплины, что не позволяет глубоко усвоить предмет. Поэтому контроль за систематической работой студентов всегда находится в центре внимания преподавателя, ведущего данную дисциплину.

Студентам необходимо:

перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой

литературы;

дополнительного внимания и разъяснения;

ьных тем дисциплины.

Рекомендации по подготовке к практическим (семинарским) занятиям

управления деятельностью банка, оценки и регулирования рисков.

В этой связи студентам необходимо:

занятия;

при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать наряду с лекциями и учебной литературой современные международные информационные отчеты по состоянию экономик стран и регионов.

сы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;

в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;

я, демонстрировать понимание проведенных расчетов (анализов, ситуаций), в случае затруднений обращаться к преподавателю.

изучавшейся на занятии. Студенты, не отчитавшиеся по каждой не проработанной ими на занятиях теме к началу зачетной сессии, упускают возможность получить положенные баллы за работу в соответствующем семестре.

ных форм самостоятельных домашних заданий

в и презентаций по проблемным и дискуссионным вопросам в сфере функционирования мировых товарных рынков, решение ситуационных задач, способствующих приобретению практических навыков по анализу экономических показателей на конкретном товарном рынке.

сленные задания ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. В рабочей программе дисциплины по каждой теме названы виды заданий для самостоятельной работы.

требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует:

руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;

ть все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы;

иверситет»; далее «Единая правовая база Финуниверситета»; подраздел «Методическая работа» — «Приказы Финуниверситета»);

неясные моменты для их обсуждения на плановой консультации.

Одной из форм самостоятельной работы студента является подготовка научного доклада, для обсуждения его на семинарском занятии.

Цель научного доклада — развитие у студентов навыков аналитической работы с научной литературой, анализа дискуссионных научных позиций, аргументации собственных взглядов. Подготовка научных докладов также развивает творческий потенциал студентов.

ладов определяются преподавателем и распределяются между студентами с учетом их интересов. Научный доклад готовится под руководством преподавателя, который ведет практические (семинарские) занятия.

Рекомендации студенту:

низации и практическое их применение), по проблемным и дискуссионным теоретическим вопросам согласовать литературу, на основе которой будут выстраиваться основные положения доклада, а также обсудить ключевые вопросы, которые следует раскрыть в докладе;

едставить доклад научному руководителю в письменной форме;

выступить на семинарском занятии с 10 минутной презентацией своего научного доклада, ответить на вопросы студентов группы.

Требования:

ание дисциплины, тема доклада, ФИО студента;

полнения и подпись студента, выполнившего работу.

Общая оценка за доклад учитывает содержание доклада, его презентацию, а также ответы на вопросы.

Методические рекомендации по работе с литературой

Любая форма самостоятельной работы студента (подготовка к семинарскому занятию, курсовой работы, доклада и т.п.) начинается с изучения соответствующей литературы как в библиотеке, так и дома.

льная литература.

Основная литература — это учебники и учебные пособия.

Дополнительная литература — это монографии, сборники научных трудов, журнальные и газетные статьи, различные справочники, энциклопедии, интернет ресурсы.

Рекомендации студенту:

жения. Такое поверхностное ознакомление позволит узнать, какие главы следует читать внимательно, а какие — прочитать быстро;

те с Интернет — источником целесообразно также выделять важную информацию;

переписать нужную информацию. Физическое действие по записыванию помогает прочно заложить данную информацию в «банк памяти».

Выделяются следующие виды записей при работе с литературой:

работы. Целью является не переписывание произведения, а выявление его логики, системы доказательств, основных выводов.

Хороший конспект должен сочетать полноту изложения с краткостью;

работ по общей теме;

— краткое, предельно сжатое изложение основного содержания литературных источников.

 


About Author: