Home / Вакансии и резюме / Все / Бизнес / Сакович С. Я. Таблицы по зарубежной музыкальной литературе

Сакович С. Я. Таблицы по зарубежной музыкальной литературе

Музыкальный мир, в который пришел Бах.

 

музыкальной жизни, музыкального быта.

церковь. Практически слушателями ее были все прихожане храмов, т.е. все население. Музыка помогала в выражении чувств и мыслей, которые практически были связаны со всеми жизненными ситуациями: рождением, венчанием, прощанием с умершими, повседневными мольбами и всеми церковными событиями – праздниками.

Стало традицией иметь при церквях музыкантов-профессионалов разных специальностей: исполнителей (певцов, инструменталистов), руководителей хоров и ансамблей (регентов, капельмейстеров), педагогов (канторов), композиторов и даже ученых

в чьи обязанности входило и композиторское творчество. Постоянно необходимыми при дворах были и педагоги музыки.

И здесь были свои профессиональные музыканты, точнее актеры, которые обязаны были владеть разнообразными театральными или цирковыми умениями, в том числе музыкальным исполнительством.

во всех странах Европы.

Теперь уместно перечислить эти жанры, правда, оставляя за пределами внимания народное искусство.

«Словаре терминов».)

становился концертным инструментом. Надо отдать должное, орган в те времена, по сути, был самым любимым и «массовым» инструментом. Орган для Баха, что оркестр для Бетховена. Творчеству Баха было суждено стать и вершиной и завершением многовекового развития органной музыки.

Особенностью светского музыкального быта было обилие и разнообразие инструментальных жанров: сюиты, дивертисменты, серенады, арии, фантазии, прелюдии, фуги, инвенций и т.д.

века в Италии, она покоряла слушателей всей Европы и оказывала влияние на композиторов всех стран и даже на тех, кто не писал собственно опер. Например, Бах не сочинил ни одной оперы, но многие его произведения других жанров отчетливо демонстрируют оперное влияние в разных деталях музыкального языка и формы.

В конечном итоге, и это определяло жанры, формы и своеобразие композиторских стилей (отчасти эта традиция в настоящее время живет в джазовых концертах)

(один из примеров – путь фортепиано через клавесин и его многочисленные разновидности.). Оценив новые возможности клавира Бах первым написал концертные (по образцу скрипичных) произведения, утвердив самостоятельное значение этого инструмента. Он надолго вперед предопределил будущее фортепианной музыки.

натуральном.

Бах сумел соединить достоинства обоих эпох. Он усвоил и довел до совершенства полифоническое письмо и, угадав, провидев гармоническое и фактурное богатство гомофонии, в полной мере воспользовался им. Он сопоставлял, противопоставлял, соединял их выразительные возможности открывал новые пути в музыке и дарил миру шедевры

(эпоха Возрождения). Человек в искусстве барокко предстает как личность сложная, многоплановая, со своим миром переживаний, личность, вовлеченная в драматические конфликты жизни окружающего мира. Искусству барокко свойственен новый тон «разговора». Его отличает патетическая приподнятость образов, их напряженность, динамичность, страстность, смелые контрасты масштабов, цветов, света и тени, совмещение реальности, фантазии и мистики.

является человек.

Баховский стиль.

в 1829г — ровно через 100лет после премьеры. С тех пор потребность в его музыке неуклонно возрастает.

Человечество богато Бахом, хотя он лишь один из этапов на пути музыкальной жизни.

 

 

 

«Не ручей, а море имя ему» — Л. Бетховен

«…вся наша современная музыка во всем обязана Баху». – Н.А.Римский – Корсаков.

 

.

 

Иоганн Себастьян Бах.

 

.1750г. – Лейпциг.

 

1685г

Эйзенах

 

 

1691 – 92г..

 

 

в семье потомственно-

го музыканта Иоганна Амброзиуса родился сын Иоганн Себастьян. (младший – 8-ой ребенок)

Первые занятия музыкой по традиции семьи

проходили под руководством отца. Лет с шести

мальчик стал заниматься игрой на скрипке и му-

зыкальной грамотой. В семь лет он пошел учить-

1695г.

Ордруф

 

 

В неполные десять лет, осиротев после смерти

Ордруф,

где старший брат Иоганн Кристоф уже много

лет служил городским церковным органистом.

 

 

 

1696г.

Иоганн поступил учиться в Ордруфский лицей.

Под руководством брата в эти годы начались систематические занятия музыкой. Мальчик, не оставляя скрипку, осваивал игру на клавире и ор-

гане. Способности его и тяга к музыке значитель-

но превышали тот уровень, который позволял

в занятиях старший брат. Иоганн нашел выход. –

он стал тайно, ночами, увы! только лунными

вытаскивать из шкафа и переписывать ноты произведений, известных клавирных композито-

ров того времени.

Тяжелый труд и страх быть пойманным продол-

жался шесть месяцев. Однако тетрадь с уже переписанными произведениями была найдена и отобрана. Бах вернул ее себе только после смерти брата. Душевная травма имела последствия в кон

це жизни композитора.

 

сочинения разных

1699г.

Этот год отмечен регулярным участием в каче-

стве певчего в церковном хоре. В этом возрасте

Иоганн обладал красивым сопрано.

8 хоральных обработок

1700г.

Люнебург

Начало самостоятельной жизни. Переезд в го-

Бах был принят

в школу при Михаэлевском монастыре. В период

мутации стал скрипачом в оркестре. Став стипен-

1700-1703г)

В монастыре была богатая музыкальная библио-

тека. Здесь И.С. смог познакомиться с большим

количеством лучших произведений не только

немецких, но и итальянских композиторов.

1700-1705

 

 

 

 

 

 

 

1703г.

Арнштадтг.

В эти годы Бах совершил несколько интересных

и важных для него поездок. Несколько раз был в

знаменитого органиста

Целле

слушал оркестр. Несколько месяцев работал в го-

в качестве скрипача, альтиста и

органиста в придворной капелле герцога.

получил место место органиста и кантора (руководителя школьного хора) хора) при Новой церкви. Реконструированный, с

хорошими возможностями орган, богатая библио-

тека, наличие свободного от службы времени

позволяли Б. изучать музыкальную литературу

(немецкую и итальянскую) и доводить свое исполнительство до совершенства.

С этой же целью в октябре Бах пешком (!) отпра-

, чтобы познакомиться с

Буксте-

худе. Получив отпуск на 4 недели, Бах отсутство-

вал 4 месяца. Результатом было возросшее испол-

нительское мастерство и создание одного из

лучших произведений – « Токатты и фуги dmoll»

– создание первых

светских и духовных кан—

В их числе — «Ты не

оставишь души моей в аду»

 

«Каприччио на

отъезд возлюбленного бра-

для клавира. (Пово-

дом стал отъезд старшего

брата Иоганна Якоба на

службу в армию шведского

в качест-

ве гобоиста).

В эти годы были созданы

первые 2-х и 3-х голосные

инвенции.

 

– «Токатта и фуга

1707г.

Мюльхау-

зен

 

свадьба —

Конфликты с начальством разрастались по мере

расширения творческой деятельности и Бах пере-

лась ялась его свадьба с Марией Барбарой. Семья не-

долго прожила здесь. Пожар, который уничтожил большую часть города стал причиной их отъезда

«Выборная кантата» —

написана для торжеств в

день муниципальных

 

 

 

Веймарский период 1708 – 1717годы.

 

1708г.

Бах получил место директора камер-

ной музыки придворной капеллы герцогаЭрнста.

Одновременно ему были поручены обязанности капельмейстера и органиста.

В этот период Бах совершает много поездок в другие города. Иногда это связано с испытания-

1.Сочинение многочислен-

ных кантат.

2.Создание различных по

для клавира:

прелюдии, фантазии,

инвенции, вариации,

сюиты, фуги.

лучших произ-

:

1717г.

Веймар

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1717г.

Кетен.

Иоганн Себастьян по приглашению

Дрезден, где в салоне графа Флеминга должно было состояться состязание

со знаменитым французским клавесини-

Луи Маршаном. Однако

поединок не состоялся. Маршан, привыкший

к славе непревзойденного исполнителя, услышав

игру Баха на органе в церкви, почел за луч-

шее без объяснений и прощаний покинуть

Дрезден. Бах играл один и заслужил востор-

женные отзывы.

В Веймарский период в семье Баха родились три

Вильгельм Фридеман и Филипп Эм-

в будущем (еще при жизни отца) будут

очень известными (даже более отца)музыкантами.

В Веймаре Бах проработал почти 10 лет, но не

был оценен по достоинству. Особенно остро он

чувствовал это после поездок, подобных Дрезден-

освободилась более приличная

должность, Бах получил отказ при явно более

слабых возможностях конкурента. Он подал

заявление об отставке, но в наказание за стропти-

(!)

находясь в камере судебного уп-

равления, он занимался творчеством. Он создал

цикл полифонических миниатюр «Органная

книжка»

Мстительная выходка герцога не сломила Баха.

Всей семьей они переехали в город Кетен.

5 токкат с фу-

маленьких прелю-

дий и фуг, знаменитая

moll», орган-

ные транскрипции концер-

тов Вивальди.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— 46 хоральных прелюдий (упражнений) для начи-

нающих. Ныне все они зву-

чат и в учебных классах,

 

Кетенский период 1717 -1723 годы

 

1717г. –

1723г.

Кетен.

 

1717г. –

1723г.

Кетен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1720г.

 

 

 

 

1721г.

Бах получил должность придворного капельмей-

стера. К большому сожалению, в городе не было хорошего органа. Однако это обернулось расцве-

том новых сторон таланта композитора.

За шесть лет им были созданы многочисленные

замечательные инструментальные произведения

для солирующих скрипки, виолончели, духовых,

для камерных ансамблей разного состава. Виртуозность, изящество стиля, жанровое разно-

образие миниатюр, сюит, обработок концертов

других композиторов – все это стало новой, инте-

ресной страницей в европейской музыке.

Особое место заняла клавирная музыка.

Бах предугадал будущее клавира, который в усо-

вершенствованном виде, при использовании но-

вого строя (темперированного) станет самым

распространенным и универсальным инструмен-

том. Он много, охотно писал для клавира. Новиз-

на и совершенство произведений Баха как бы подготовили будущие века фортепианной музыки.

Жизнь Баха в маленькой резиденции князя была

бы самым счастливым периодом, если бы не

неожиданно и скоропостижно

детей, но

. Она станет

не только любящей женой, замечательной хозяй-

кой, заботливой матерью своим и приемным де-

тям, но и прекрасной помощницей мужу в компо-

зиторском творчестве. Ею записаны, переписаны

и по тому сохранены многие произведения Баха.

Она приучила к тому и сыновей.

Думая о необходимом образовании детей, Бах

предпринимал попытки сменить место житель-

ства. С этой целью и не всегда удачно участво-

1723года он

согласился занять должность мюзик-директора

Лейпциге.

Для струнных инструмен-

3 партиты для с

по сей день наипопуляр-

нейший номер концерти-

рующих скрипачей (часть

из сюиты для скрипки

соло dmoll), 5 концертов

для скрипки с оркестром,

6 сюит для виолончели

соло.

 

 

 

 

6 француз-

ских и 6 английских сюит,

фантазии и фуги в том чис-

ле «Хроматическая фанта-

»,

токкат,

1-я нотная тетрадь

,

обработки для клавесина

различных произведений,

концертов

(Вивальди, Марчелло,

Телемана…)

 

– В подарок Марк-

Бран-

денбургских концертов

для оркестра.

 

Хорошо

темперированного кла-

вира.

 

Лейпцигский период 1723 – 1750 годы.

 

1723г.

Лейпциг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новые обязанности требовали подчинения на-

чальникам нескольких уровней, обслуживания

многих церковных ритуалов, еженедельного на-

писания музыки для церковных служб, подбора

способных учащихся, постоянного участия в вос-

питании их, обучения мальчиков не только пению

и игре на инструментах, но и латыни. Казалось

бы на свободное творчество не должно было оставаться времени. Однако, именно в эти годы

созданы лучшие, грандиозные произведения Баха.

Все творческие поиски прошедших лет получили

свое достойное продолжение.

Дебютировал Бах великолепным «Magnificat» —

величальной ораторией для 5-тиголосного хора,

солистов и оркестра

 

 

 

 

 

«Страсти по Иоанну».

«Магнификат».

 

 

 

 

2-я тетрадь Анны Магдале-

1729г.

заметную роль

играл университетский студенческий кружок

гыим руководил И.С.Бах. Именно для концертов этого

коллектива создано значительное количество

«светских кантат» и инструментальных компози-

ций (сюиты=увертюры, концерты)

 

Создание и единственное

исполнение в Томаскирхе

«Страстей по Матфею»

г.

1727-1730гг. – 3 концерта

1733г.

 

1735г.

 

1736г.

 

1740г.

 

 

1742г.

 

 

 

 

 

 

 

 

1747г.

Дрезден, где сын Вильгельм Фриде-

ман держал испытание и был принят органистом.

Мюльхаузен с сыном Иоганном Гот-

Фридом (по тому же поводу).

Королевским декретом Баху присваивается титул

композитора придворной капеллы.

Сын Карл Филипп Эмануэль поступает на службу

клавесинистом-аккомпаниатором к прусскому

Берлине.

при

дворе курфюрста Саксонского для его музыканта

Гольдберга Бах сочинил «Арию и 30 вариаций».

Граф постоянно в моменты нездоровья или бес-

сонниц слушал эти вариации и был столь дово-

лен, что в благодарность прислал композитору

золотой кубок, наполненный сотней луидоров.

Эти вариации закрепились в истории музыки под

«гольдберговских».

Поездка в сопровождении сына Вильгельма Ф.

к сыну Карлу Ф.Э.

Несколько концертов, в том числе для короля.

концертов

концерта

3-х клавесинов, кон-

клавесинов=

обработка конц. Вивальди,

с

оркестром, концерт для

флейты+скрипки+клавеси-

на.

1732г.«Кофейная кантата»

«Высокая

месса».

– «Гольдберговские

вариации»

 

том ХТК

1749г.

Трудная пожизненная работа привела к тяжелой

болезни глаз. Две операции окончились

полная слепота !

«Искус-

1750г.

на несколько часов Бах прозрел. Затем слу-

чился удар, от которого он не оправился.

Бах умер.

 

 

 

 

фантастикой).

 

 

 

 

 

 

 

 

Франц Йозеф Гайдн

 

1809г. – Вена

Даты

События жизни.

1732г.

в деревне Рорау (хорватское название Трстник), в семье каретного мастера Матиаса и его жены Анны Марии родился сын Франц Йозеф. Отец, обладая незаурядными музыкальными способностями выполнял еще и обязанности приходского пономаря (звонаря), пел красивым тенором и немного играл на органе. Одной из семейных традиций были еженедельные концерты, участие в которых принимали все родные (любого возраста) и друзья, даже приезжавшие из других мест. «Всемогущий господь (только его милости я обязан всем) одарил меня, особенно в музыке, такими способностями. что я уже на шестом году смело распевал вместе с хором некоторые мессы, а также играл понемногу на клавикорде и на скрипке.» — из воспоминаний Й.Гайдна

1738г.

Хайнбург

г.Хайнбург. Йозеф стал успешно осваивать несколько музыкальных инструментов (клавир, скрипку), петь в церковном хоре, изучать латынь. Талантливый ребенок стал известен во всей округе.

1740г.

г.Вена

Вену.

1740г. –

1749г

. Это длилось около 9 лет

Создает ряд произведений инструментальных и хоровых,

-1749г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1753-1756г

работы

у Н.Порпора

 

уволили. Он оказался на улице, без крыши над головой и постоянной работы. Он перебивается перепиской нот, уроками, случайными заработками в качестве органиста, скрипача, певца, сочинением на заказ. Спасал характер простолюдина не избалованного жизнью. Он радовался, переписывая новые еще не знакомые ему произведения. Он радовался разнообразию форм венского городского музицирования: серенады, танцы, спектакли, в том числе ярмарочные импровизационные комедии….

Теперь он получил замечательный источник профессиональных знаний, возможность знакомства с итальянской музыкой, с итальянским языком, с новыми музыкантами.

На музыкальных вечерах в его имении Гайдн был и скрипачом и композитором.

– сонаты, танцы для клавира – заказы учениц..

1750 -1751г.– Месса, дивертисменты, струнные трио, концерты для клавира.

 

 

 

зингшпиля «Новый хромой бес».

 

 

 

для кружка Фюнберга.

1759-1761г

Луковец

близ Пльзеня. Гайдн возглавил небольшую капеллу, для которой сочинял дивертисменты и создал свои первые симфонии.

по 1790г.

Эйзенштадт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1785г.

 

 

 

 

 

1790г.

г.Вена

ской прессе.

мировой известности.

Переезд в Вену. Гайдну сохраняют должность с окладом и пенсией.

созданы 22 симфони

-«Ацис и Галатея»

 

.

1775г.- «Семь слов спасителя на кресте».

6 «Русских квартетов»

 

 

 

 

Америке.

1790г-1792г.

-1792г.

.

Г.Ф.Генделя.

Создание первых

1792г.

 

Договорились о возможных уроках.

1794г-1795г.

.

-1795г

в Лондон.

у.

1795-1802г.

кварте ты, трио, сонаты, мессы, песни ,оратории.

1798г.

 

 

 

1799г. —

-1800г.

, Петербурге, Москве, Париже.

1801г.

полного соб-рания сочинений Гайдна. Во Франции и Голландии присуждаются почетные звания.

«Времена года».

1803-1804г.

почетным гражданином г.Вены

1805г.

Парижской консерватории.

1808г.

г Петербурга.

Вена

31 мая – Гайдн умер.

 

Вставить в обзор симфоний

Й. Гайдн

 

 

Т.Попова

 

«Детская»)

 

как образное воплощение прощания с жизнью. Так воспринимали ее романтики.

«И никто не смеялся при этом, так как было не до смеха» Роберт Шуман

Интересна и своеобразна полуюмористическая версия возникновения «Прощальной симфонии», сохранившаяся со слов самого Гайдна в воспоминаниях современников.

Согласно этой версии (кстати, не единственной), князь Николай однажды очень долго не отпускал музыкантов из Эстерхаз в Эйзенштадт к их семьям. Желая помочь своим подчиненным, Гайдн сочинил заключение «Прощальной симфонии» в качестве тонкого намека князю, выраженной музыкальным образами просьбы о долгожданном отпуске. Намек был понят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вольфганг Амадей

(Иоанн Хризостом Теофиль) Моцарт.

 

. 1791 г.Вена

 

Даты

События жизни.

. — 1756г

Зальцбург

Австрия.

Зальцбурге, в семье придворного скрипача, композитора и педагога Иоанна Леопольда Моцарта родился сын Иоанн Хризостомус Теофил Вольфганг

1759-1760г.

 

отец посчитал необходимым начать регулярные занятия на клавире и чуть позже на скрипке.

1761г.

5 лет!

1762г.

Три недели дети общались с музыкантами, выступали во дворце курфюрста.

Дети многократно выступали во дворце перед императорской семьей. Император обращался с Вольфгангом действительно как с «маленьким чародеем»: кроме правильной игры на клавире, он требовал всякого рода «кунштюков», вроде игры одним пальцем, игры на покрытой тканью клавиатуре и т.п. Этим маленький музыкант был не доволен. Он хотел играть для тех, «кто понимает». Конечно, двор, помимо гонорара, наградил детей многочисленными подарками всякого рода. Наннерль получила придворный наряд эрцгерцогини, Вольфганг – предна-значенный для эрцгерцога Максимилиана лиловый костюм с широким золотым позу-ментом. В концертах был вынужденный перерыв – в октябре дети переболели скарлатиной

 

1763г.

8 лет.

 

.1766г.

(38 месяцев)

выступали в больших и маленьких городах, в загородных аристократических поместьях.

1763г.

Посетили Мюнхен, Аугсбург, Мангейм, Франкфурт на Майне.

1763-1764г.

г Вольфганг уже выступал в королевском дворце в Версале.

»

Все это значительно расширило их музыкальный кругозор. «Все, что он знал раньше, ничто по сравнению с тем, что он умеет теперь» — написал Леопольд Моцарт друзьям.

 

 

изданы.

1764г.

Иоганном Христианом Бахом (он был придворным королевским композитором и музыкантом).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первые симфонии.

1765г.

1765г.

(Женева, Лозанна, Берн, Цюрих).

При огромной занятости, частых болезнях, весь период путешествия дети под руководством отца занимались арифметикой, историей, географией, латынью и итальянским языком.

 

1767г.

11 лет

первые сценические произведения.

Вену. Однако поездка омрачается тяжелой болезнью – оспой. Полное выздоровление произошло только к Новому году.

 

— (часть коллективного труда)

1768г.

 

заказал Моцарту оперу, но постановка не состоялась.

 

(по заказу императора)

(ставится и в наше время).

1769г.

музыканты капеллы архиепископа исполнили «Мнимую простушку».

при дворе князя – архиепископа Зальцбургского. (пока без оклада)

церкви.

1769г.

13 лет

 

.1771г.

(15 месяцев)

Поехали отец и сын.

Посетили города: Венецию, Верону, Рим, Болонью, Милан, Флоренцию, Мантую, Неаполь.

1770г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1770г.

Довольно быстро сложилась традиция. В каждом городе он играл в церквях на органе, давал концерты в домах правителей городов и известных любителей музыки. В программу концертов входили симфонии (которыми дирижировал сам Вольфганг), концерты для ф-но и скрипки, импровизации, игра в ансамблях.

прослушанного хорового произведения Г.Аллегри «Miserere»о, которое исполнялось только в Сикстинской капелле собора св. Петра. Выносить ноты за пределы церкви строжайше запрещалось даже музыкантам, исполнителям его

членом Болонской Филармонической академии.

–в г. Милане состоялась премьера оперы «Митридат – царь Понтийский».

 

 

 

 

 

 

Инструментальные произведения разных жанров для различных составов (в том числе: трио, квартеты, симфонии и концерты)

 

 

 

 

 

 

1771г.

 

.1771г.

(4 месяца)

Вольфганг безуспешно пытается найти место для постоянной работы.

 

 

1772г.

.1773г.

месяцев)

(последняя).

1773г-1774г.

день. Активная творческая и концертная деятельность становятся почти не возможными. Переживания тягостной рабской зависимости отражаются в чувствах и образах новых произведений взрослеющего 17 летнего композитора.

 

 

)

Симфонии, концерты для скрипки, для ф-но, струнные квартеты дивертисменты, серенады, сюиты.

1777г.

найти интересную и достойную работу.

Маршрут поездки:

Мюнхен, Аугсбург, Мангейм, Париж, Страсбург, Мангейм, Мюнхен.

Надежды Моцарта не оправдываются. С удовольствием слушая игру Вольфганга, заказывая ему произведения, приглашая давать уроки, влиятельные аристократы не торопились определить его на постоянную службу. Музыканты же воспринимали его как опасного конкурента. В Мангейме впервые встретился с семьей будущей жены, но тогда чувство любви было связано со старшей из сестер прекрасной певицей Алоизией Вебер.

 

 

 

 

 

Балет «Безделушки».

 

 

 

1778г.

в Париже умирает мама Моцарта.

1779г.

капельмейстера.

1780г.

в связи с сочинением и постановкой оперы.

1781г.

Вену.

Вживание в музыкальный быт Вены был многотрудным и малоденежным. Венская знать не торопясь, постепенно допускала музыканта до своих салонов. При императорском дворе музыкальным «хозяином» был замечательный композитор Кристоф Виллибальд Глюк, что исключало даже мысль о другом композиторе.

Из письма отцу:

но честь моя – она мне, да и Вам, должна быть дороже всего…… Сердце облагораживает человека. И пусть я не граф, но чести во мне, вероятно, больше, чем у иного графа».

1782г.

 

 

 

 

 

 

 

 

1782г.

 

1784г.

1782г. с Констанцией.

Генделя и Баха.

 

 

 

15 концертов.

Несколько симфоний и сонат.

Фантазия ре – минор для ф-но.

Дивертисменты для различных духовых и струнных составов.

1785г.

Й. Гайдном

г

1 мая –премьера.(г.Вена)

1787г.

Смерть отца.

«Дон Жуан».

Она сочинена и поставлена за несколько месяцев.

не капельмейстера и не композитора(!)

 

«Маленькая ночная серенада»

 

1788г.

 

Летом, за полтора месяца созданы лучшие

3 симфонии.

 

№39 Esdur,

1789-1790г.

Везде огромный успех и маленькие гонорары. Демонстрируя верность своему императору, Моцарт отказывается стать придворным композитором прусского короля Фридриха II. Возвращается в Вену.

 

 

.

 

1791г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1791г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.1791г.

год жизни был творчески очень богат и ярок. Сочинялось легко и радостно, если не считать обстоятельств заказа и сочинения «Реквиема». Очень высокий, чрезвычайно худой человек в черном плаще принес анонимное письмо с вопросом: за какую цену и за какое время можно написать заупокойную мессу? При втором посещении принес весь, довольно большой гонорар, пообещав увеличение его при соблюдении тайны заказчика и автора. Спустя долгое время после смерти Моцарта, тайна открылась; заказчиком оказался граф Вальзег, который желал почтить память умершей жены, и «реквием» выдавал за свое сочинение.

«Голова моя помутилась», писал он одному из друзей, «я почти не в состоянии собрать своих мыслей и не могу отогнать от себя образ этого незнакомца. Он постоянно стоит передо мной, просит, торопит меня и нетерпеливо ждет окончания работы. И я работаю, работаю, так как работа менее изнуряет меня, чем праздное провождение времени. Теперь мне нечего бояться. Чувствую, что скоро пробьет мой час, что я стою на пороге вечности. Я ухожу со сцены, не успев нарадоваться на свой талант. А жизнь была так хороша! Так радостно светила мне моя звезда… Но судьбы своей не изменишь! Никто из нас не властен над жизнью и смертью, надо покориться воле проведения».

Моцарт умер. Его похоронили в общей могиле для бедняков. Место ее точно не известно т.к. жена была сильно больна, а друзья, не дошли до могилы из-за очень плохой погоды. Более поздние поиски результатов не дали.

,

2

«Волшебная флейта»,

Заупокойная месса «Реквием»— (завершен учеником Моцарта Зюсмайером).

 

Фрагменты письма Иоганна Андреаса Шахтнера, написанное по просьбе сестры Моцарта вскоре после смерти композитора. -24 апреля 1792г.

Высокородная милостивая госпожа!

Вашего покойного господина брата (…кроме его занятий музыкой): на этот вопрос невозможно ответить, ибо как только он начал увлекаться музыкой, все его чувства для всех остальных занятий все равно, что умерли. И даже ребяческие шалости и баловство надлежало сопровождать музыкой, чтобы они могли стать для него интересными; если мы, Он и Я, несли для забавы игрушки из одной комнаты в другую, то всякий раз тот из нас, кто шел с пустыми руками, должен был по этому случаю петь и играть на скрипке какой-нибудь марш. Но до этого времени, раньше, чем он приступал к музыке, он был столь расположен к любому ребячьему баловству, хоть немного сдобренному шуткой, что за ним мог забыть о еде и питье и всем прочем…

как он ребенком вел себя по отношению к великим мира сего, когда они удивлялись его таланту и искусству в музыке? ..он ничуть не обнаруживал ни гордости, ни раболепия,… однако он никогда не хотел играть, ежели его слушатели не были большими знатоками музыки, или нужно было, по меньшей мере, обмануть его выдать их за таковых.

Papa. Он всегда настолько целиком отдавался тому, чему его заставляли учиться, что забывал обо всем остальном, даже о музыке; например, когда учился считать, то стул, стол, стены, даже пол, были покрыты цифрами, написанными мелом.

 

 

 

 

 

 

Людвиг Ван Бетховен

 

.1827г. Вена

 

Даты.

События жизни.

г.

город Бонн

Германия.

Людвиг крещен. Дед его Людвиг при переезде из Нидерландов стал капельмейстером придворной капеллы. Отец Иоганн тоже был придворным музыкантом певец-тенор, скрипач и клавесинист.

1774-1775г.

начинает заниматься игрой на клавесине, скрипке, а позже на органе. Руководят занятиями отец и его друзья музыканты. Губительная страсть отца к алкоголю делала дарование сына источником возможного дохода. Занятия не регламентировались ни по продолжительности, ни по времени суток, сопровождались грубостью и побоями. Только страстная тяга к музыке позволила Людвигу пережив все, не охладеть к музыке, позволила необходимые навыки брать от разных «педагогов» в любой ситуации.

1778г.

в качестве клавириста.

1780г.

В этот год начались занятия с Кристианом Готлибом Нефе, который в Бонне служил регентом театральной музыки, придворным органистом и композитором. 32-х летний музыкант первым усмотрел масштаб дарования мальчика и стал очень серьезно заниматься с ним.

с Нефе: 1.Основы композиции. 2. Игра на органе, клавире и скрипке.

1781г.-1782г

получает место цимбалиста в «Боннском национальном театре»

 

Концертная поездка с матерью в Роттердам.(1781г.)

1783г.

Официально работает придворным органистом с одновременным исполнением обязанностей пианиста-концертмейстера в придворном театре.

1786г.

уверенность в себе и мечты перебраться в Вену, где живут Гайдн, Моцарт, бывает Глюк. Друзья одобряют и поддерживают его намерения.

1784г – концерт для ф-но, фуга.

1787г.

. Госпожа Брейнинг пригласив Людвига в качестве учителя музыки к своим детям фактически приняла его в свою семью.

.

 

В течение ряда лет сочиняет

для фортепиано: вариации,

сонаты, багатели,

фортепианные квартеты и песни.

 

 

1788г.-1792г

В эти годы Б. служит придворным органистом и альтистом в театральном и придворном оркестрах (под управлением Нефе).

(учился год). Пребывание в студенческой среде, впечатления от событий Великой Французской революции во многом определили мировоззрение Л.Б.

едет в Вену (как оказалось навсегда).

Б. прошел замечательную практическую школу оркестрового музыканта и изучил всю популярную музыку того времени.

.1794г. До V.1794г Б. занимался с Шенком, а с Сальери с 1793г до 1802г.

1792г. 1802г

Людвиг дает уроки – все реже и реже.

Концертирует как пианист– все чаще и чаще.

композиция.

в благотворительных концертах в пользу вдовы и сирот Моцарта.

Прагу, Дрезден, Берлин, Братиславу.

обнаруживаются первые признаки глухоты.

Первое издание сонат. В том числе «Патетической». Успех в публичном пианистическом соревновании.

первую собственную академию.

С 1795 по 1800 –

№8«Патетическая»(изд.1799г)

Ансамбли разных составов, сонаты для разных инструментов, ф-ные вариации, багатели, рондо, каприччио, песни (в том числе «Сурок» на стихи Гете). Серенада для флейты скрипки и альта

.

струнных квартетов.

№14 «Лунная».

Балет «Творение Прометея».

1802г.

По совету врачей около полугода Бетховен провел в Хейлигенштадте.

Хейлигенштадтское завещание.

для скрипки с ф-но и тройной концерт для ф-но, скрипки и виолончели.

1805г.

-под управлением автора.

Знакомство с композитором Л.Керубини.

1806г.

Среди тех, кто поддерживая Бетховена материально, становился близким и необходимым другом следует выделить русского посла в Вене графа Разумовского. В его музыкальном салоне Б. общался со многими интересными людьми, охотно музицировал, тем более что граф содержал много лет струнный квартет. В доме графа Бетховен не раз слышал русскую музыку, в том числе народную.

квартета -№7, №8, №9.

1808г.-1809г

Приглашен в г.Кассель капельмейстером, но остался в Вене, т.к. князья Лобковиц, Кинский и эрцгерцог Рудольф издали «декрет о выплате Бетховену ежегодной субсидии».

cmoll,

1810г.

«Эгмонт».

1814г.

Собралась самая блестящая европейская публика, в том числе коронованные особы съехавшиеся в Вену и лично приглашенные Бетховеном.

1817г.

симфонией №9 с заключительным хором на слова оды Шиллера «К радости»

1819г.

Начало работы над «Торжественной мессой»

1824г.

в Петербурге.

.

1824г.-1826г

– квартеты №12, 13, 14, 15, 16.

.

.1827г. Бетховен перенес три тяжелые операции.

г.

Людвиг Ван Бетховен скончался.

 

 

 

Моим братьям, Карлу и Иоанну Бетховен.

О. вы, люди, полагающие или толкующие, будто я злобен, упрям, мизантропичен, — как вы ко мне несправедливы; вам неведома тайная причина того, что вам мнится. Сердцем своим и разумом я сызмальства предрасположен к нежному чувству доброты, я всегда был готов к свершению великих дел. Но подумайте только, что вот уже шесть лет нахожусь я в злосчастном состоянии, еще ухудшенном несведущими врачами; из года в год обманываясь в надежде на излечение, я принужден был, наконец, признать, что стою перед длительным недугом (излечение которого отнимет, быть может, годы, а то и вовсе невозможно); наделенный от природы пылким живым темпераментом, питая даже склонность к развлечениям света, я должен был рано уединиться и повести замкнутую жизнь. Когда же я решился пренебречь всем этим – о. как жестоко мстил мне мой немощный слух, заставлявший всякий раз отступать назад и испытывать двойную скорбь. И все же я не мог признаться людям: «говорите громче, ибо я глух» — ах, мыслимо ль мне было открыться в слабости чувства, которое должно у меня быть намного совершеннее, чем у других, чувства, которым я владел когда-то в высшей степени совершенства, в той степени, в какой им владеют, да и владели, наверное, только немногие из представителей моей профессии,- О.нет, это выше моих сил, а потому вы должны простить меня, когда видите, что я сторонюсь вас там, где мне очень хотелось бы побывать в вашем кругу. Несчастье мое причиняет мне двойную боль тем, что из-за него обо мне ложно судят. Для меня нет отдохновения в обществе, в непринужденных беседах и во взаимных излияниях, я должен находиться почти наедине с собой и могу себе позволить появляться на людях лишь при крайней необходимости; я должен жить как изгнанник, потому что как только я приближусь к какому-нибудь обществу, меня охватывает жгучий страх перед опасностью обнаружить свое состояние… Такое унижение приходилось мне испытывать, когда кто-нибудь, стоявший подле меня, слышал издалека звук флейты, а я ничего не слышал, или он слышал пение пастуха, я же опять ничего не слышал. Такие случаи доводили меня до отчаяния, недоставало немногого, чтобы я покончил с собой. Только оно, искусство, оно меня удержало Ах, мне казалось невозможным покинуть мир раньше, чем исполнено мною все то, к чему я себя чувствовал призванным, и так я влачил эту жалкую жизнь….Терпение – так зовется то, что я должен теперь избрать себе путеводителем, и я обладаю им… На двадцать восьмом году жизни я принужден уже стать философом; это – не легко, а для артиста труднее, чем для кого-нибудь другого… Желаю вам, чтобы ваша жизнь сложилась лучше, безмятежнее, нежели моя, внушайте вашим детям добродетель, ибо в ней одной, а не в деньгах обретается счастье, говорю это по опыту; именно она помогла мне устоять даже в бедствии, ей наряду с моим искусством, обязан я тем, что не покончил жизнь самоубийством….Итак, решено: с радостью спешу я навстречу смерти. Если она придет раньше, чем представится мне случай полностью проявить свои способности в искусстве, то, несмотря на жестокую судьбу мою, приход ее будет преждевременным, и я предпочитаю, чтобы она пришла позднее. Но все равно я буду рад ей. Разве она не избавит меня от бесконечных страданий? Явись, когда хочешь, я тебя встречу мужественно

 

«Он был художник, но также и человек, человек в высшем смысле… Он был одинок, так как не нашел равного себе спутника жизни. Но вплоть до смерти он сохранял для людей свое человеческое сердце… Таков был он, таким он умер, таким останется во все времена… Не подавленность, а возвышающее чувство должно охватить вас, когда вы стоите перед гробом человека, о котором можно сказать, как ни о ком: он совершил великое, в нем не было ничего дурного. Уйдите отсюда печальными, но собранными…» — надгробная речь составленная поэтом Грильпарцером и прочтенная на кладбище актером Аншютцем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Франц Петер Шуберт

 

.1828г.Вена

 

Даты.

События жизни.

1797г.

в семье школьного учителя родился сын Франц Петер.

1804г.

игра на скрипке с отцом, игра на ф-но со старшим братом Игнацем, пение в хоре (сложные соло) в Лихтентальской церкви и чуть позднее занятия с регентом хора Хольцером (ф-но, скрипка, пение).

 

1808г-1812г.

Венского конвикта (см. словарь). Играет в любительском оркестре и иногда дирижирует им. Посещает оперные спектакли. В каникулы играет дома в струнном квартете с отцом и двумя братьями. Музыкально-теоретическими занятиями руководит органист Ружечка. Одновременно Франц посещает академическую гимназию.

первое сохранившееся сочинение – фантазия для ф-но в 4 руки.

(пробную)

симфонию.

первые струнные квартеты.

1812г.

– руководитель придворной капеллы Антонио Сальери, обратив внимание на дарование Ш., начинает с ним занятия по контрапункту и композиции.

Франц не поет (мутация голоса).

1813г.

Осенью, увлеченный композицией, Ф.получает «неуд.» по латыни и математике. Отказавшись от переэкзаменовки, он покидает Конвикт.

1816г).

1814г.

1818г.) помощником учителя в школе отца.

Активно музицируя, Франц привлекает к себе внимание многих творческих людей, «обрастает» друзьями.

на

1816г.

 

 

 

 

1817г-1818г.

 

 

 

 

 

 

 

1818г.

– Шуберт пытается устроится преподавателем в муз. школу, но не помогает даже рекомендация Сальери. Друзья Ш. отправляют Гете песни на его стихи, но ответ не последовал.

певец И.М.Фогль.

— первое публичное исполнение сочинений Шуберта.

IX).

1819г-1820г.

концертная поездка с И.Фоглем в Верхнюю Австрию

1820году прошли 6 представлений зингшпиля «Братья близнецы» и 8 –оперы «Волшебная арфа»

и

1821г.

Фоглем песен Ш.

1822г.

Произведения Шуберта начинают исполнять в концертах в различных городах.

1823г.

городов Штейр и Линц.

Летом большая концертная поездка с И.Фоглем.

.

1824г.

– Шуберт вновь уезжает в Венгрию в имение Эстергази в качестве учителя музыки его дочерей.

1825г.

Концертная поездка с Фоглем по городам: Штейр, Линц, Зальцбург и др.

– отказался от предложения занять место придворного органиста, т.к. надеялся стать вице-капельмейстером, но получил отказ.

1827г.

Л.Бетховена.

«Зимний путь».

1828г.

(Iч. струнного квартета, 5 песен, ф-ное трио, двойной хор) На гонорар куплен первый собственный рояль.

– посетил концерт Н.Паганини.

19 ноября.

Месса, кантата «Победная песнь Мирьям»; трио, квартеты, квинтет;

для ф-но экспромты, фантазии, фуга, сонаты; вокальные ансамбли, песни в том числе на стихи Г.Гейне и Л Рельштаба.

 

 

 

Фредерик Францишек Шопен

 

.1849г.

 

Даты.

События жизни.

1810г.

в семье преподавателя французского языка Николы Шопена родился сын Фридерик Францишек.

Варшаву, где отец получил должность в лицее.

1815г.

Яркая реакция на музыку, быстрое запоминание мелодий, умение подбирать услышанное – свидетельствовали об одаренности

1816г.

начал занятия музыкальной грамотой и игрой на ф-но с мамой и сестрой Людвикой. Чуть позже с пианистом и композитором Войцехом Живным. Занимался до 1821 года.

1817

В 7 лет были изданы сочиненные сыном и записанные отцом два полонеза для ф-но и военный марш для духового оркестра.

1818г.

— состоялось первое публичное выступление в качестве пианиста.

1819г-1821г.

В эти годы Фридерик посещает много камерных и симфонических концертов.

1822г.

Юзефом Эльснером (частные уроки). Расширяется круг знакомств.

1823г-1826г.

…)

Каждое лето Ф.отдыхает в Шафарне, где главным увлечением стали театральные инсценировки и выпуск рукописных газет. При этом обнаружил литературное дарование и склонность к рисунку.

1825г.

Летом в награду за отличные успехи в учебе родители отправляют Фридерика в путешествие по Польше (Плоцк, Торунь, Гданьск).

1826г.

(отделение Ин-та музыки и декламации, школа имела статус ф-та Варшавского университета).

1827Г.

В этот год ярко проявляется увлечение поэзией Адама Мицкевича, польской народной музыкой.

1828г.

выступил во дворце князя Радзивилла.

1829г.

Посещение картинных галерей.

moll, издан под№2.

Песни и пьесы для

1830г.

Вене.

moll, издан под №1.

1831г.

Зальцбург, Мюнхен и Штутгарт, охотно дает концерты.

1832г-1833г.

с А.Мицкевичем и Ференцем Листом. Начинается активное концертирование совместно с Листом и другими музыкантами, певцами и инструменталистами.

-1831-35гг.,

1835г.

встречается с родителями (последний раз).

Феликсом Мендельсоном и Робертом Шуман.

1836г.

(это — писательский псевдоним Авроры Дюдеван)

1837г.

Лондоне.

1838г.

королем Франции, придворными и гостями.

Э.Делакруа.

до 1847г.)

1838г-1844г.

очень активное, плодотворное композиторское творчество, многочисленные концерты, дружеское общение со многими известными музыкантами, поэтами, художниками того времени: А.Мицкевичем, Э.Делакруа, Ф.Листом, И.Мошелесом, Полиной Виардо. Каждое лето до 1846г. отдых в Ноане.

-1839г. Создание большинства мазурок, полонезов, вальсов, этюдов, экспромтов…

1845г.

Ухудшение здоровья (болезни сердца и легких).

1847г.

Разрыв с Жорж Санд. Работа над последним, изданным при жизни произведением – Сонатой для ф-но и виолончели.

1848г.

Гастрольная поездка по Англии и Шотландии. Города: Лондон, Манчестер, Глазго, Эдинбург. В Лондоне выступал с П.Виардо. Познакомился с английскими писателями Ч.Диккенсом и Дж.Хогартом. Климат Англии, осенняя погода дали резкое обострение болезни легких.

1849г.

Болезнь неуклонно прогрессировала. Приезд сестры для ухода за больным не привел к выздоровлению.

Его похоронили в Париже на кладбище Пер-Лашез.

сердце его было захоронено в костеле Святого креста в Варшаве.

 

 

 

 

 


About Author: